Цель: формирование навыков работы с рассадой цветочных культур, ее высадкой в открытый грунт.
Задачи:
Предварительная работа: выращивание рассады в школьной теплице, разработка эскизов оформления школьных клумб, подготовка клумбы к посадке.
Материалы и инструменты: рассада однолетних цветочно-декоративных растений, лопаты, тяпки, лейки, шпагат и колышки, рабочая одежда для каждого ребенка (перчатки, фартуки, головные уборы), вода для полива.
Методы и приемы проведения занятия:
Условия для проведения занятия: зеленый класс в теплице и клумбы на территории школы.
Приветствие обучающихся педагогом. Настрой на работу. Знакомство с планом занятия. Проверка наличия необходимого оборудования и материалов для работы.
Педагог: Ребята, я очень рада, что в это солнечный, прекрасный, день мы снова собрались с вами на участке нашей школы. Сегодня мы продолжим наш разговор о растениях.
- Посмотрите, какую замечательную рассаду однолетних цветов мы с вами вырастили в нашей теплице. Помните, как мы с вами сеяли там различные семена?
- И вот наши цветочки уже подросли и готовы переселиться на клумбу. Ребятки, вы помните, как называются наши цветочки? (ответы детей)
- Правильно, конечно же, это наши любимые бархатцы, петуньи, сальвия, цинерария, газания, лобелия и агератум.
- А сейчас вам предстоит определить цветы по рассаде. Перед вами на столе стоят ящики с рассадой, на одном подносе лежат семена растений, расфасованные в прозрачные пакеты, на втором – фотографии цветущих растений. Вам необходимо определить растение, подобрать к нему семена и фотографию цветка.
- Молодцы ребята, вы хорошо умеете определять растения по внешним признакам.
- А как вы думаете, что нужно для того, чтобы эти растения хорошо росли?
- Конечно, всем растениям для роста и развития нужны свет, вода и тепло.
- Что является для растения в природе теплом и светом?
- Конечно солнце.
- А водой? (ответы детей - дождь или сам человек поливает из лейки)
- Все правильно, ребята. А из чего, можно вырастить эти растения? (из семян)
- Растения эти вырастают из семечка, но некоторым из них требуется много тепла и света, поэтому сначала ранней весной, пока на улице еще холодно, в теплой теплице или на подоконнике дома, из семечек выращивают рассаду, а потом как потеплеет на улице, ее высаживают в открытый грунт, в клумбы и цветники.
- Сегодня, я хочу вас познакомить с приемами посадки рассады в открытый грунт.
Педагог: Вы дома должны были разработать групповые эскизы оформления школьных клумб с помощью выращенной нами рассады. Прошу представителей каждой группы презентовать нам работы, обосновав свой выбор. (выступления ребят)
- Ребята, когда я пришла сегодня на работу, то на нашей клумбе увидела красивую коробку, думаю что ее кто-то забыл или специально оставил, что бы разгадали чья она.
- Давайте откроем ее и посмотрим что там. (Дети открывают коробочку, внутри садовый инвентарь)
- Дети для чего нам нужен этот инструмент? И как правильно пользоваться им? (Дети объясняют правила ТБ при работе с садовым инструментом)
- Сейчас, я хочу вас познакомить с приемами посадки рассады. (Показываю и объясняю)
- Для начала нам нужно выкопать ямку, хорошо полить водой, заполнив ямку почти до краев, затем взять растение в одну руку и опустить в лунку, свободной рукой присыпать корень землей до корневой так называемой шейки, обязательно проверить, плотно ли растение покрыто землей. Вот и все.
- Вот теперь каждый из вас попробует высадить рассаду цветов на нашу клумбу. (после этого детям дается весь инвентарь, дети самостоятельно высаживают рассаду цветов на клумбу согласно эскизу)
- Ребята, мы с вами славно потрудились, давайте уберем наш инвентарь помоем руки, переоденемся и немного отдохнем.
- У меня для вас есть загадки.
- Молодцы, все угадали. Теперь поиграем в подвижные игры.
Игра "Жучок"
Правила игры:
Шаг 1. Выбирается ведущий. Ведущий становится спиной к участникам, а они, в свою очередь, образуют полукруг.
Шаг 2. Ведущий поднимает правую руку и прикладывает ладонь к правой стороне лица, тем самым создавая ограничения для обзора. Левая рука ведущего располагается на правом боку ладонью наружу.
Шаг 3. Один из участников должен хлопнуть ведущего по ладони левой руки и тут же встать на свое место. При этом все участники поднимают перед собой правую руку, подняв большой палец кверху.
Шаг 4. Ведущий после хлопка поворачивается к игрокам и пытается угадать, кто хлопнул его по ладони. Если он угадывает, то меняется с игроком местами. Если нет, то игра продолжается сначала.
Важно помнить! Нужно объяснить детям, что нельзя сильно бить ведущего по ладони. А также можно ограничить количество раз, когда ведущий не может угадать игрока. Это позволит игре быть более мобильной.
Игра "Кто скорее соберет?"
Правила игры: ребята делятся на группы из 5 человек. Каждой группе предлагается собрать корзины с овощами по цвету. Участники команды поочереди подбегают к ящику с овощами, берут нужный и обратно несут в свою корзину. Побеждают те, кто быстрее всех и правильно соберет свою корзину, при этом в ящике не должно остаться овощей.
- Ребята, расскажите, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Что было трудным? Легким? Интересным? Что еще хотели бы узнать?
- Молодцы, ребята, вы посадили сегодня цветы, и теперь мы будем ухаживать за ними. Полоть и поливать. А летом и осенью будем любоваться красивыми цветами, и ощущать их аромат.