Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе воспитателя СРЦН

Представить сегодняшнее образовательное пространство без информационных технологий невозможно.

Современный педагог должен обладать ИКТ-компетентностью, а именно, использовать различные информационные инструменты, что входит в понятие "ИКТ-грамотность", и обоснованно применять их в своей деятельности, для решения не только образовательных задач, но и воспитательных.

Компетентность – это личностная характеристика.

Компетенция – это совокупность конкретных профессиональных качеств.

Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств

Профессиональный стандарт педагога содержит значительное число позиций, связанных с ИКТ-компетенциями. При этом можно выделить два уровня требований к ИКТ-компетенциям педагога – технологический (владение информационными технологиями) и методический (владение методами применения ИК-технологий в образовательном процессе).

Российские ученые А.А. Кузнецов, Е.К. Хеннер, В.Р. Имакаев, О.Н. Новикова выделяют три основных аспекта профессиональной ИКТ-компетентности педагога: когнитивный, операциональный и аксиологический, что предполагает:

  • наличие достаточного уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;
  • эффективное обоснованное применение ИКТ в деятельности для решения профессиональных, социальных и личностных задач;
  • понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие детей как субъектов информационного общества, способных к созданию знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата.

Они выделяют два существенно различных уровня профессиональной ИКТ-компетентности – уровень подготовленности или знаниевый (характеризуется наличием знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере ИКТ) и уровень реализованности или деятельностный (характеризуется эффективным и систематическим применением функциональной грамотности в сфере ИКТ для решения образовательных задач).

Данная модель согласуется с моделью ИКТ-компетентности, составившей основу профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" и основанной на Рекомендациях ЮНЕСКО "Структура ИКТ-компетентности учителей".

"Педагогический работник должен обладать информационной компетентностью – качеством действий, обеспечивающих:

  • эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям;
  • формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами;
  • квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач;
  • использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе;
  • регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе:
  • ведение школьной документации на электронных носителях.

Учитель:

  • осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения;
  • оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы, в своей деятельности;
  • осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
  • должен знать методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием" – выписка из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

"Должен знать … основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием" (учитель).

В своей работе информационно-коммуникационные технологии применяю во всех направлениях деятельности, а именно: в методической, воспитательной работе, при подготовке к занятиям, прохождении аттестации, сдаче отчетов, участии в конкурсах, конференциях, при прохождении дистанционных обучений, с целью повышения своего профессионального уровня.

В последнее время образовательные организации для обучений часто используют программу Zoom, которая представляет собой платформу для организации аудио и видеоконференций в режиме реального времени через презентацию. Поэтому знание компьютера сегодня становится неотъемлемой частью профессии педагога.

Чтобы повысить свой уровень ИКТ-компетентности, принимаю участие в обучающих семинарах по применению ИКТ в педагогической практике. Для самообразования использую интернет-ресурсы, соответствующей направленности, изучаю опыт других.

"Педагогический работник должен обладать информационной компетентностью – качеством действий, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям…" (педагогический работник). "Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы" (учитель).

Для проведения занятий, мероприятий активно использую презентации. Презентации разрабатываю самостоятельно, при их создании использую программу Power Point, программы обработки изображений, текстовые редакторы.

Самой простой и одной из самых удобных для создания компьютерных презентаций считаю программу Power Point. Использование презентаций решает следующие задачи:

  1. обогащает занятие эмоциональной окрашенностью;
  2. облегчает процесс усвоения познавательного материала;
  3. возбуждает интерес к предмету познания;
  4. повышается производительность труда педагога на занятии.

Интерактивные задания, созданные при помощи программы Power Point, сочетают в себе динамику, звук, изображение, это те факторы, которые наиболее продолжительно удерживают внимание детей, делают легче процессы восприятия, запоминания, закрепления информации и знаний.

А так как у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то познавательный материал, показанный в ярком, интересном, доступном виде, да еще и в форме игры, позволяет представить информацию в привлекательной для детей форме, что делает применение презентаций особенно разумным, а образовательный процесс продуктивным.

Одно из ключевых направлений моей работы как воспитателя, является проведение занятий в рамках Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности "Я и мир вокруг меня".

Для проведения занятий мною разработано методическое обеспечение к Разделу "Я гражданин России" II ступень (7-10 лет), направленное на формирование у несовершеннолетних основ нравственной, правовой культуры в форме Сборника презентаций к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности "Я и мир вокруг меня", в который вошли следующие презентации:

  • "Я гражданин. Государственное устройство и символы России"
  • "Кубань – жемчужина России", Конвенция ООН о правах ребенка"
  • "Ребенок и семья. Семейные узы"
  • "Ответственность за свои поступки"
  • "Взаимосвязь прав и обязанностей"
  • "Самовольные уходы. Их последствия"
  • "Стоп – граница"
  • "Свободолюбие. Свобода от чего?"
  • "Ребенок в обществе, его особые права"
  • "Право человека на собственное мнение, на свободу принятия решений"

В выходные и каникулярное время провожу досуговые мероприятия в рамках Клуба выходного дня, для проведения которых мною разработаны презентации, которые вошли в сборник Презентаций к досуговым мероприятиям в рамках Клуба выходного дня.

При применении информационно-коммуникационных технологий не забываю о соблюдении требований, предъявляемых к применению ИКТ с позиций здоровьесбережения, использование технических средств обучения и воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей, применяю здоровьесберегающие технологии.

"Педагогический работник должен обладать информационной компетентностью – качеством действий, обеспечивающих … квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач…" (педагогический работник).

Еще одним ключевым направлением воспитательной работы является восстановление социального статуса ученика через организацию учебной и досуговой деятельности.

Все мы знаем, что для повышения учебной мотивации детей нужно заинтересовать ребенка в получении новых знаний, умений и навыков. Как показывают последние исследования педагогов, занимающихся данной проблемой, например, Н.Г. Морозовой (советский психолог и дефектолог, ученица Л.С. Выготского), роль интересов в учебной деятельности сводится к следующему:

  • интересы способствуют глубине и прочности знаний;
  • развивают и повышают качество мыслительной деятельности, сказываются на общем развитии детей;
  • существенно влияют на формирование личности ребенка: определяют его активность в учении, благоприятствуют формированию способностей, воспитывают творческий подход к различным видам деятельности;
  • повышают его общий эмоциональный тонус, создают более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов. Таким образом, настоящий познавательный интерес … является основой учебной деятельности.

А в исследованиях С.Л. Рубинштейна установлена тесная взаимосвязь познавательного интереса со знаниями: знания являются основой познавательного интереса, без которых он не может возникнуть, но и удовлетворение интереса неизбежно ведет к обогащению знаний.

Основываясь на вышесказанном, я нашла свой подход к решению задач по восстановлению пробелов в знаниях – через заинтересованность. А использование ИКТ мне в этом важный помощник.

Так, например, у детей младшего школьного возраста есть проблемы с устным счетом. В СРЦН это не только дети 7-8 лет, но и старше, бывает, что и в 10 лет, дети не умеют складывать и вычитать устно (причины не только в задержке психического развития, но, и чаще всего, в педагогической запущенности).

Чтобы элементарно научить детей считать в уме, для начала в пределах 10, необходимы постоянные упражнения в счете. Знаем, что у детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому упражнения должны быть визуальными, яркими, игровыми. Я использую для упражнений в счете интерактивные тренажеры, такие, например, как "Теремок", "Помоги пчелке собрать мед", "Раскрашиваем бабочку".

Они наглядны, интересны, выполнены в форме презентаций, разработаны с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Удобная и понятная навигация позволяет применять тренажеры в качестве тренировочных упражнений как с одним ребенком, так и с группой детей.

Коротко о тренажере "Теремок". Детям предлагается помочь сказочным персонажам построить просторный теремок, для чего необходимо вспомнить состав чисел первого десятка. Тренажер состоит из двух блоков: "Числовые домики" и "Раскраска", объединенных общей тематикой.

В конце работы детей ждет музыкальный сюрприз, который можно пропустить, либо использовать в зависимости от возраста ребенка. Цель упражнений на тренажере "Теремок": формирование прочных вычислительных навыков в пределах первого десятка на основе знаний состава чисел.

Механизм работы на тренажере: на слайдах первого блока "Числовые домики" детям необходимо назвать пропущенное число, затем кликнуть на пустое окошко и свериться с ответом.

Затем идут слайды второго блока "Раскраска". Ребенку необходимо нажать на нужную кнопку "калькулятора", после чего "волшебная кисточка" приступит к раскрашиванию картинки. При ошибочном ответе слышится звуковой сигнал. Переход к следующему слайду совершается по возникающей стрелке. После окончания работы по окрашиванию на слайде вместо стрелки возникнет скрипичный ключ, с помощью которого ребенок попадает на слайд с музыкальным сюрпризом.

Для развития вычислительных навыков использую тренажеры такие как, например, "Помоги пчелке собрать мед", где можно решать примеры разной сложности в зависимости от поставленных задач, самостоятельно изменяя техническую составляющую слайда. Например, на сложение и вычитание в пределах 20 и т.д.,

Еще нравится детям тренажер "Раскрашиваем бабочку". Коротко о тренажере. Чтобы раскрасить бабочку необходимо выбрать область раскрашиваемой фигуры таким образом, чтобы появилась "рука", щелчком мышки по выбранной области начинаем выполнять действие, заданное на ней, решаем пример, затем находим ответ, карандаш, с соответствующей ответу цифрой, и щелчком мыши по карандашу, производим окрашивание. Если пример решен правильно появляется улыбающийся смайлик, если нет появляется капелька.

Подобных тренажеров большое количество в сети интернет, я использую тренажеры с телеграмм-канала для учителей "… регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий…" (педагогический работник)

В последнее время часто использую видеоредактор для создания мультимедийного контента с целью демонстрации результатов своей деятельности. Это позволяет мне не только делится опытом, но иметь возможность анализировать свою деятельность, корректировать ее.

Создание видеопрезентаций по итогу проведения занятия, или любой другой деятельности (работа с детьми на занятиях по пластилинографии, подготовка работ вместе с детьми для конкурсов, организация работы в рамках проектов разной направленности) организует мою деятельность, так как появляется необходимость продумывания деталей проведения занятий, в связи с тем, что работа на занятии фиксируется и демонстрируется коллегам, является показателем моего профессионализма (профессиональной компетентности).

Использую информационные технологии и для обобщения, и для распространения собственного педагогического опыта.

Так мною был подготовлен материал по обобщению своего опыта работы в форме презентации для участия во "Втором Чемпионате России по профессиональному мастерству среди работников учреждений социальной сферы – 2020" в номинации "Лучший воспитатель". Результат участия – 9 место во Всероссийской рейтинге педагогов социальной сферы 2020.

Подготовила выступление к семинару "Саморазвитие педагог как средство повышения качества предоставляемых социально-педагогических услуг" в соответствии с планом работы отдела организации деятельности учреждений для несовершеннолетних министерства труда и социального развития краснодарского края – октябрь 2021 г.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет мне обобщать свой педагогический опыт работы, размещая авторские материалы на страницах интернет-сайтов и сообществ.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий дает мне возможность с одной стороны эффективно решать воспитательно-образовательные и коррекционной задачи, а с другой, создает условия для моего профессионального и личностного роста.

И закончить хочу словами Чарльза Дарвина: "Выживет не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликнется на происходящие изменения", которые оказались верными для ситуации, когда информатизация общества и образования, привели к изменению образовательной среды и любого ученика – ребенка или взрослого, которые в свою очередь требуют от образования такого же новаторского развития, в том числе и от педагога, как ключевой фигуры образования.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом