Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на современном этапе - это условие повышения качества и результативности учебно-воспитательной работы, способ оптимизации процесса коррекции устной и письменной речи.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Если открыть интернет ресурсы, то можно увидеть, что география распространения применения ИКТ в педагогической деятельности обширна как среди учителей школ, так и среди воспитателей ДОУ.
Термин "информационные технологии" намного шире и включает в себя "компьютерные технологии" в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин "Современные информационные технологии"
Компьютерные технологии - основным инструментарием является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. В последние годы термин "информационные технологии" часто выступает синонимом термина "компьютерные технологии".
Мультимедиа-технологии - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Интерактивные технологии - это те обучающие и развивающие личность технологии, в т.ч. игровые, которые построены на целенаправленной социально организованной групповой и межгрупповой деятельности, "обратной связи" между всеми ее участниками для достижения взаимопонимания и коррекции учебного и развивающего процесса, индивидуального стиля общения на основе рефлексивного анализа.
Создание мотивации, повышение эмоционального настроя – одна из главных составляющих залога успеха в предупреждении и коррекции нарушений чтения и письма. Хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии не реально, да и не нужно.
Никакой самый лучший компьютер не заменит учителя- логопеда при обучении ребенка. Только дополняя друг друга, педагог и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки.
При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как "панацея", а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.