Методическая разработка "Использование ИКТ в логопедической работе с дошкольниками"

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на современном этапе - это условие повышения качества и результативности учебно-воспитательной работы, способ оптимизации процесса коррекции устной и письменной речи.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Если открыть интернет ресурсы, то можно увидеть, что география распространения применения ИКТ в педагогической деятельности обширна как среди учителей школ, так и среди воспитателей ДОУ.

Термин "информационные технологии" намного шире и включает в себя "компьютерные технологии" в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин "Современные информационные технологии"

Компьютерные технологии - основным инструментарием является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. В последние годы термин "информационные технологии" часто выступает синонимом термина "компьютерные технологии".

Мультимедиа-технологии - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

Интерактивные технологии - это те обучающие и развивающие личность технологии, в т.ч. игровые, которые построены на целенаправленной социально организованной групповой и межгрупповой деятельности, "обратной связи" между всеми ее участниками для достижения взаимопонимания и коррекции учебного и развивающего процесса, индивидуального стиля общения на основе рефлексивного анализа.

Преимущества использования ИКТ в работе с дошкольниками

  • Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
  • Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
  • Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
  • Создание презентаций в программе Microsoft Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Преимущества занятия с использованием презентаций в программе MS Power Point

  • Расширение возможностей применения наглядного материала
  • Максимальное развитие анализаторских способностей, психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления.
  • Увеличение объема информации в пределах допустимых норм (не перегружаем)
  • Возможность заинтересовать детей, благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять элементы упражнений более тщательно и в полном объеме;
  • Использование анимации и сюрпризных моментов делают коррекционный процесс более интересным и выразительным;
  • Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Список логопедических компьютерных ресурсов в логопедической работе с дошкольниками

  1. Обследование речемыслительной деятельности. (Приложение к речевой карте)
  2. Буквы и звуки. (Пособие по коррекции произношения и дидактический материал по обучению грамоте)
  3. Составление рассказов по картинкам.
  4. Грамматика для малышей.
  5. Предлоги.
  6. Организация коррекционно-развивающей среды для детей с нарушениями речи (консультации для педагогов и родителей).
  7. Мир вокруг нас.
  8. Самопрезентация.

Создание мотивации, повышение эмоционального настроя – одна из главных составляющих залога успеха в предупреждении и коррекции нарушений чтения и письма. Хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии не реально, да и не нужно.

Никакой самый лучший компьютер не заменит учителя- логопеда при обучении ребенка. Только дополняя друг друга, педагог и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки.

При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как "панацея", а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

Размер:
22.72 Kb
Скачали:
7