Методика использования схем-моделей в лексическо-грамматической работе

Термин "инновация" означает обновление процесса обучения, который опирается, главным образом, на внутренние факторы.

Заимствование этого термина связано с желанием выделить мотивационную сторону обучения, отмежеваться от очередных "победных методик", которые за короткое время должны дать максимальный эффект независимо от особенностей детей, их желаний, способностей и т.п.

Понятие "технология" возникло в мировой педагогике также как противопоставление существующему понятию "метод". Недостаток метода заключается в его негибкости и статичности.

В определении их сути нет единого взгляда: одни понимают это как определенную систему указаний по использованию современных методов и средств обучения; другие целенаправленное применение приемов, средств, действий для повышения эффективности обучения; третьи - целостный процесс целеполагания, обоснование плана и программы действий и методов обучения.

Каждый из этих подходов имеет право на существование, ибо охватывает различные стороны учебного процесса. Поэтому существует большое количество педагогических технологий.

Инновационные технологии – это целенаправленный системный набор приемов, средств организации учебной деятельности, охватывающей весь процесс обучения от целеполагания до получения результатов

Новизной опыта является обучение детей с использованием инновационных технологий, качественно превышают классическое образование, поэтому необходима соответствующая работа с педагогическими кадрами:

  1. Повышение уровня творчества педагогов, стремление к поисковой, исследовательской работы.
  2. Обеспечение психологического сопровождения инновационной педагогической деятельности.
  3. Широкое использование технических средств (магнитофоны, телевизоры, компьютеры, мультимедийные проекторы).
  4. Стремление к саморазвитию и самосовершенствованию педагогов.

Применение современных инновационно-педагогических технологий позволяет создать эффективную систему обучения. В опыте указано, что материалы и методы распространения инноваций в комплексе обусловлено полными объективными факторами:

  • появлением новых государственных стандартов образования;
  • индивидуализацией образовательного процесса;
  • концепцией национального воспитания детей и молодежи;
  • вариативными системами обучения (развивающая, дифференцированная и т.д.)
  • методами проектирования и моделирования жизнетворчества личности, диалоговой форме общения субъектов учебно-воспитательного процесса;
  • системой оценивания учебных достижений учеников.

Структура инновационного процесса

  1. деятельностная - совокупность компонентов: мотивы - цель - задачи - формы - методы - результаты;
  2. субъективная - включает деятельность всех субъектов комплекса: директора, заместителя, методиста, учащихся, педагогов, родителей; отражают характер отношений между субъектами комплекса.
  3. содержательная - предусматривает изучение усвоения новшеств в обучение, воспитание организации учебно-воспитательного процесса, управлении школой.
  4. управленческая - предусматривает взаимодействие четырех видов управленческих действий: планирование - организация учебной деятельности - руководство - контроль. Внедрение инновационных технологий происходит по соответствующей программе (плану).
  5. организационная структура имеет следующие этапы: диагностический - прогностический - собственно организационный - практический - обобщающий – внедренческий.

Я использую несколько педагогических технологий, которые, по моему мнению, позитивно влияют на учебную деятельность дошкольников.

Методика использования схем-моделей в лексическо-грамматической работе

Суть технологии - развитие у детей словесно-логического мышления, формирование у них умения пользоваться основными логическими приемами и операциями являются одной из важных задач в процессе обучения старших дошкольников. Предлагается следующая схема ознакомление детей с предметами:

  1. Первичное ознакомление с предметом и его названием.
  2. Исследование свойств предметов: цвет, оттенки, форма, размер, звуки, шумы; соотношение в пространстве; вес; свойства поверхности; ритм; движение предмета; название деталей предмета;
  3. Группировка. Обобщение и простейшая классификация предметов, формирование родовых и видовых понятий, следующая классификация – дифференциация родовых понятий; развитие элементов логического мышления путем составления моделей, схем, корректурных таблиц вместе с детьми.

Основным условием развития мышления и речи является целенаправленное обучение. Развитие у детей словесно-логического мышления, выработка умения пользоваться основными логическими приемами и операциями составляет одно из важных задач в процессе обучения старших дошкольников. Специфическое средство развития речи дошкольников – наглядные модели, в которых малыш воспроизводит структуру объектов и связей между ними.

Занятие с использованием схем-моделейЗанятие с использованием схем-моделей

Действия наглядного моделирования являются основными познавательными способностями дошкольника в сфере мышления. Под моделированием понимается замещение изучаемого объекта, другим, специально построенным, который может воспроизводить объект в его существенных качествах и упрощать несущественны.

Основной путь развития познавательных способностей – это постоянный переход от внешних воздействий с условными заменителями предметов (схемами-моделями) к действиям мысленно.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, обмен опытом