Современные технологии учителя-логопеда для повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса по обучению чтению дошкольников с речевой патологией

Общество предъявляет высокие требования к уровню образования и развития современного человека, поэтому одной из ведущих задач модернизации дошкольного образования является необходимость разработки и внедрения в работу учителя-логопеда инновационных коррекционных технологий, обновление методов и содержания работы с детьми, имеющими нарушения речевой сферы.

Согласно целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования, при поступлении в школу ребенок должен уметь:

  • хорошо пользоваться устной речью в ситуации общения, для выражения мыслей, чувств, желаний, грамотно строить речевое высказывание, правильно проговаривать все звуки родного языка;
  • иметь сформированные универсальные предпосылки грамотности, готовность к освоению в процессе учебной.

Анализ научно-методического материала по проблеме формирования навыка чтения у детей с речевыми нарушениями позволяет утверждать, что чтение – сложный многофункциональный психофизиологический процесс. Стойкие, повторяющиеся ошибки в процессе чтения (дислексия) при отсутствии у ребенка сенсорных и интеллектуальных нарушений, встречаются очень часто, если имеется речевая патология.

Первичная диагностика детей с тяжелыми нарушениями речи по методике исследования раннего выявления предрасположенности к дислексии у дошкольников, предложенная А. Н. Корневым и признанная всем мировым сообществом коррекционной педагогики, позволяет выделить группу риска детей с недостаточной готовностью к овладению чтением, определить потенциальные возможности для формирования предпосылок освоения этого навыка.

Дети с тяжелыми нарушениями речи характеризуются недостаточной сформированностью фонетико-фонематических процессов, оптического восприятия, пространственных отношений, памяти, внимания, слухового внимания, мышления, операций звукового анализа и синтеза

При поступлении в школу и обучении чтению они составляют потенциальную группу риска, так как не имеют возможностей для полноценного овладения навыком чтения. Они с трудом осваивают навык звукового анализа и синтеза, часто у них возникают проблемы при запоминании букв и соотнесении их со звуком, долго учатся слиянию, читают медленно, при этом допускают большое количество ошибок и плохо понимают прочитанное.

Обучение чтению дошкольников, имеющих нарушения в речевой сфере, занимает более длительный период, потому что детям необходимо время для усвоения букв, так как для них характерны смешивание, ошибочное восприятии и неправильное написание. Все эти трудности могут вызвать у ребенка негативную реакцию на процесс чтения и письма, зачастую пропадает интерес и желание заниматься.

Чтобы этого не случилось, в коррекционно-логопедической работе по обучению чтению детей необходимо использовать игровые моменты, искать нестандартные решения современной инновационной педагогики, которые создают мотивацию для обучения чтению, делают этот процесс интересным, занимательным и ненавязчивым.

В настоящее время в логопедические группы ДОУ приходят дети, имеющие полиморфные нарушения речи и, соответственно, задержку в развитии психических процессов. Именно поэтому обучение чтению детей с речевой патологией имеет свою специфику: этот процесс должен быть систематическим, с дозированной подачей учебного материала, ориентирован на индивидуальный уровень общего и речевого развития детей, более длительным для прочного усвоения навыка чтения. Знания, полученные детьми на занятиях, должны многократно повторяться и закрепляться, необходимо регулярно проводить работу для профилактики проявления дислексии в дальнейшем при обучении в школе.

Учитывая сложность речевых нарушений учителю-логопеду ДОУ необходимо перерабатывать организационно-содержательные подходы осуществления коррекционной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи в процессе обучения чтению. Необходимо таким образом организовать коррекционно-образовательную работу, чтобы совершенно разные по уровню речевых нарушений, развития психических процессов, обучаемости, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования, предпосылками к освоению учебной деятельностью, но при этом сохранили, укрепили физическое и психическое здоровье.

Работа по обучению чтению проводится в несколько этапов:

1 этап – знакомство с буквой
Стабильный графический образ буквы у детей необходимо формировать с привлечением нескольких анализаторов: зрительного, тактильного, слухового. Использование игровых методов и приемов позволяет быстро выучить с детьми буквы. Сначала логопед проводит работу со звуком, знакомит с образом буквы, обсуждает с детьми, на что похожа буква, предлагает ее нарисовать, раскрасить методом пластилинографии, заштриховать, выложить из палочек, "волшебной" ниточки, мозаики, вылепить из соленого теста.

Использование на занятиях обучающего видео "Уроки Тетушки Совы" позволяет в интересной форме познакомить детей с "Азбукой-малышкой", помогает обратить внимание детей на то, что вокруг нас много предметов на заданную букву. Красочный образ буквы, ее "оживление", соотнесение звука и буквы способствует закреплению графического образа букв, что в дальнейшем положительно влияет на профилактику дислексии.

Баба Яга в программе "Баба Яга учится читать" научит их быстро запомнить образ буквы, выделять их среди других, сравнивать, не смешивать, различать. Интерактивная игра "На что похожа буква" позволяет вызывать ассоциации для того, чтобы узнать и правильно назвать букву: е –новогодняя елочка с игрушками, Ф – фонтан, К - кактус и т. д

2 этап - работа на уровне слога
В коррекции дислексии первостепенное значение принадлежит выработке навыков слогослияния, потому что многие дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают затруднения при чтении прямых слогов. Чтение слогов со сказочными героями позволяет автоматизировать этот процесс и упорядочить звуко – буквенные связи. Изученная буква сразу же вводится в слоги, логопед предлагает детям составить прямые и обратные слоги, прочитать и напечатать.

Дидактическая игра "Кто как голос подает?", "Что мы слышим?" помогает детям правильно прочитать слоги и найти картинки, кто произносит эти слова: МУ – корова, КУ – кукушка, ПИ – цыпленок, ТУ – гудит поезд, БИ – едет машина и т. д.

3 этап - работа на уровне слов
На данном этапе проводится работа по осмыслению прочитанного слова, умению изменять слова в предложении. Компьютерные игры позволяют логопеду провести работу с ребенком более осознанно, потому что после прочитанного слова сразу появляется изображение, он может проверить, правильно прочитал или нет. Метод программируемого обучения вызывает у детей положительные эмоции, повышается самооценка, так как они понимают, что уже научились читать.

4 этап - читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого словосочетания, предложения, текста. Учитель-логопед для отработки навыка чтения у детей использует интерактивные игры, создает авторские презентации. Ребенку предлагается прочитать деформированное предложение, в котором слово заменили картинкой, он его ищет среди других слов и ставит в предложение на место.

Применение на логопедических занятиях компьютерных технологий интересно, познавательно и увлекательно для детей с тяжелыми нарушениями речи. Объединение в презентации яркого видео, звука выразительных анимационных эффектов способствует сохранению объема полученной на занятии информации, поддерживает познавательную активность, интерес к чтению, повышает эффективность коррекционно-логопедической работы.

Экран притягивает внимание, сказочные герои помогают детям научиться читать, подсказывают, направляют, а стимулом является то, что за правильное чтение они получают подарки: в их честь играет музыка, звучат аплодисменты, появляется фейерверк.

Использование ИКТ на логопедических занятиях для обучения чтению дошкольников повышает эффективность работы учителя-логопеда. Если материал представлен ярко, с опорой на разные каналы восприятия и вовлечением в этот процесс различных анализаторных систем, то он усваивается детьми прочнее. У ребенка повышается самооценка, поскольку запас знаний и умений увеличивается, он начинает чувствовать уверенность в своих силах, перестает бояться отвечать на занятиях, свободно общается в социуме со взрослыми и сверстниками.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!