В процессе непрерывной образовательной деятельности по развитию речи и подготовке к школе дошкольников старшей группы мы реализуем проект "Моя первая Азбука".
Целью проекта является освоение детьми букв алфавита посредством создания индивидуальных альбомов с буквами, сделанными самим ребенком из цветной бумаги, картона, пластилина.
Буквы могут располагаться в альбоме как в алфавитном порядке, так и в другом (например, сначала гласные, а потом – согласные, или сначала – те, которые ребенок знает хуже, а потом – те, которые он знает лучше).
В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенного проекта в том, что данная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов или животных.
В современном мире в связи с развитием и широким распространением технологий все меньше внимания уделяется ручному труду. Часто мы сталкиваемся с тем, что ребенок дошкольного возраста умеет пользоваться планшетом и смартфоном, но не умеет вырезать ножницами, рисовать кисточкой или лепить из пластилина, или же эти навыки у него слабо развиты. В связи с этим страдает познавательная и мотивационная сфера.
Слабое развитие мелкой моторики, неподготовленность руки приводит к тому, что ребенок испытывает трудности с рисованием, а в дальнейшем – и с письмом. Эти трудности влияют на мотивацию: ребенок подготовительной группы, у которого плохо получается выполнять задания, как правило, не заинтересован в обучении, не стремится в школу.
Многие дети сегодня обучаются чтению механическим способом. Они учат буквы, нажимая на кнопки на планшете или смартфоне. Электронные буквы, которые нельзя потрогать, пощупать, как правило, плохо запоминаются и не вызывают познавательной активности, ведь у ребенка дошкольного возраста преобладает наглядно-действенный тип мышления.
Именно поэтому актуальной становится разработка проекта обучения грамоте дошкольников посредством ручного труда. Творческий процесс создания собственной буквы из цветной бумаги, картона или пластилина повышает самооценку ребенка, развивает его мелкую моторику и творческие способности, позволяет запомнить буквы алфавита легко и в игровой форме.
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности, мотивированные на обучение, творчество и труд.
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для обучения детей старшего дошкольного возраста чтению.
Тактические цели:
Задачи:
Ожидаемые результаты: