Для родителей детей, обучающихся по программе "Коррекция ВПФ у дошкольников".
Данный материал расскажет родителям о существующих образовательных маршрутах, поможет определить какая форма организации образования будет наиболее оптимальной для ребенка с РАС.
Обучение детей с РАС осуществляется в соответствии с ФГОС начального образования обучающихся с ОВЗ.
Для детей с РАС существуют 4 возможных варианта обучения – 8.1, 8.2, 8.3, 8.4. Кратко ознакомимся с каждым из них.
Адресован обучающимся с РАС, достигшим к моменту поступления в школу уровня интеллектуального развития, близкого возрастной норме, и имеющим положительный опыт общения со сверстниками.
Обязательны разделом основной образовательной программы является программа коррекционной работы, направленная на развитие жизненных компетенции ребенка и на его поддержку в освоении основной образовательной программы.
Таким образом, дети, обучающиеся по этой программе, должны за 4 года освоить академические навыки на уровне, соответствующем нормотипичным сверстникам. При этом в процессе обучения могут использоваться адаптированные учебные материалы, бланки, адаптированные рабочие тетради, которые упрощают ребенку восприятие и усвоение учебного материала. При этом уровень сложности заданий не изменяется.
Также для детей с РАС осуществляется психолого-педагогическое сопровождение по различным направлениям, в зависимости от имеющихся проблем, например, формирование коммуникативных, социально-бытовых навыков, навыков адекватного учебного поведения.
Вариант обучения 8.1 целесообразен в форме инклюзивного образования среди типично развивающихся сверстников.
Данный вариант программы адресован учащимся с РАС, достигшим к моменту поступления в школу уровня интеллектуального развития, близкого к возрастной норме, но имеющим значительные проблемы общения и демонстрирующим нежелательное поведение.
Вариант 8.2 отличается от 8.1 еще большим усилением внимания к формированию жизненных компетенций, способности переноса полученных знаний в реальные жизненные условия. Обучение может осуществляться в среде сверстников без ограничений.
Обучающиеся с РАС получают образование, сопоставимое с образованием сверстников без ОВЗ, но в более пролонгированные календарные сроки.
Кроме того, в учебный план предусмотрено включение обязательных коррекционных курсов, в том числе "Формирование коммуникативного поведения" (фронтальные и индивидуальные занятия), "Социально-бытовая ориентировка". (фронтальные занятия)
В процессе обучения особое внимание уделяется развитию эмоционально-личностной сферы, коммуникативного поведения, жизненных компетенций. На начальных этапах обучения могут использоваться материалы, упрощающие требования программы, с постепенным переходом на общепринятые учебники.
Этот вариант обучения подходит для тех детей с РАС, у которых нет интеллектуального снижения, но присутствует незначительное отставание в показателях развития.
Данный вариант программы предусматривает обучение детей с РАС, осложненными или сочетающимися с легкой степенью интеллектуальных нарушений.
Особое внимание в процессе обучения уделяется формированию жизненных компетенций и адаптации к социальному окружению. Сроки обучения - пролонгированные - 6 лет. (два дополнительных класса)
Этот вариант программы предполагает создание следующих специальных образовательных условий:
В процессе обучения особое внимание уделяется социальной адаптации детей. Также обязательным является психолого-педагогическое сопровождение обучающихся по формированию коммуникативных, социально-бытовых, навыков адекватного поведения и преодоление трудностей в обучении
По этому варианту осуществляется обучение детей с РАС, уровень интеллектуального развития которых не позволяет освоить вариант 8.3;а также детей с РАС, имеющих дополнительные тяжелые множественные нарушения развития, интеллектуальные нарушения в умеренной, тяжелой или глубокой степени.
Этот вариант программы предполагает обучение по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), максимально учитывающей индивидуальные образовательные потребности обучающегося и включающей индивидуальный учебный план для конкретного ребенка.
Обучение максимально направлено на развитие жизненных компетенций и социальное развитие. Сроки обучения: 6 лет.
При обучении по данному варианту акцент делается на формировании жизненных компетенций, а не на академических навыках.
За время обучения происходит планомерное введение обучающихся в более сложную социальную среду. Обязательным является адаптация учебных материалов и использование специальных учебных пособий, а также психолого-педагогическое сопровождение по различным направлениям коррекционной работы. (развитие коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации, сенсорное развитие, формирование социально-приемлемых форм поведения)