Конспект занятия для детей 9-11 лет "Интервью, как жанр журналистики"

Цели занятия:

  • формирование у детей 9-11 лет навыков ведения беседы с одним или несколькими лицами;
  • применение знаний основ интервью на практике.

Задачи:

  • дать понятие об интервью как жанре публицистики;
  • познакомить с классификацией интервью, правилами его ведения;
  • создать ситуацию для использования учащимися теоретических знаний в практических упражнениях.

Оборудование занятия: ноутбук, доска, карточки с текстами.

Ход занятия

Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада всех вас видеть на нашем занятии, я надеюсь, что оно пройдет очень продуктивно. Сегодня мы с вами не много пофантазируем и станем ближе к нашей удивительной профессии. Тема нашего занятия "Интервью, как жанр журналистики".

Представьте, что вы в редакции известной телевизионной передачи "Специальный корреспондент". Вы будете принимать участие в создании нового выпуска, и главный редактор дает вам ответственное задание - необходимо взять интервью у одного из героев вашей передачи.

Изучение нового материала

Ребята, как вы думаете, что же такое интервью? Что обозначает это слово? (Ответы обучающихся) А кто такой интервьюер и респондент, вы знаете? (Ответы детей)

Интервью - это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов с целью получения информации, мнений или суждений, представляющих общественный интерес

Далее мы будем исходить именно из данного определения интервью как жанра журналистики в практике электронных СМИ. То есть, интервью – это получение информации от одного лица (собеседника).

Интервьюер - это человек, который опрашивает респондентов или берет интервью у других людей. Его главной задачей является разговорить респондента (героя беседы) на актуальные темы.

Респондент (кандидат или спикер) — это тот, кто берет интервью. То есть отвечает на поставленные вопросы.

Обратите внимание, беседа может строиться не только с одним человеком. Она может проходить с несколькими людьми. Причем как одновременно, так и последовательно в одном материале.

И второе здесь замечание - это "по актуальным вопросам". Как вы видите, вопросы не просто задаются обо всем. Интервью не сводится к обычной беседе, которую вы переложили в текст.

Давайте вместе с вами мы определим какие виды интервью бывают. Российские авторы выделяют следующие виды интервью:

  1. Протокольное интервью. Цель – получение официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики.
  2. Информационное интервью. Цель – получение сведений от компетентного лица по злободневным вопросам. По стилю приближается к обычному бытовому разговору. Ответы собеседника не являются официальными заявлениями.
  3. Интервью-портрет. Цель – раскрытие личности собеседника.
  4. Интервью – дискуссия. Цель – выявление разных точек зрения и по возможности разных путей решения проблемы.
  5. Интервью – анкета. Цель – выяснение мнения различных людей по одному и тому же вопросу.

И сегодня мы с вами, будем учиться брать интервью. Подготовка к интервью – обязательный элемент интервьюирования независимо от типа беседы, ее содержания и продолжительности.

Ребята, давайте вместе с вами подумаем над тем, каким должно быть успешное интервью. Что нужно сделать прежде чем отправиться на интервью? (обучающиеся высказывают свои предположения, учитель делает пометки на доске мелом). Молодцы ребята, теперь мы знаем наши действия.

Я предлагаю Вам остановиться на некоторых моментах более подробно, для этого я приготовила для вас памятку "Как готовиться к интервью?"

1. Определяем цель. Любой текст должен иметь цель и интервью — не исключение. От того, насколько точно вы сможете поставить цель, зависит качество и, соответственно, популярность интервью.

Чтобы определить цель, нужно ответить на вопросы:

  • Почему вы хотите взять интервью у этого человека?
  • Чем он может быть интересным читателям?
  • Что нового об этом человеке или событии вы можете раскрыть в интервью?
  • Какие результаты планируете получить после публикации интервью?

2. Сбор информации. Заранее просмотреть информацию о вашем герое, чтобы не попасть впросак с вопросами и расположить его к себе.

3. Договориться о встрече. Место и время должен назначать ваш собеседник. Так он получает возможность ответить на ваши вопросы в комфортном для себя месте и в удобное время.

4. Вопросы составляются заранее. Выстраиваются в определенном, логическом порядке. Возможно, во время интервью порядок нарушится, появятся новые вопросы, отпадут уже заготовленные. Здесь главное - держать нить беседы: вы должны вести героя, а не он вас. Помните, что у любого интервью должна быть тема.

5. Завизировать текст у героя, собеседника.

6. Диктофон обязателен, если это личная встреча. Тщательно проверяйте технические средства записи, когда отправляетесь на беседу.

7. Не нужно переубеждать собеседника, если вы не принимаете его точки зрения.

8. Чтобы не было ошибок, переспрашивайте, уточняйте. "верно ли я понял, если я вас правильно понял" и т.д

9. В интервью вам надо стараться передать особенность речи, мышления собеседника, раскрыть его перед читателями как специалиста и человека.

10. Не забудьте спросить о разрешении записи вашего разговора и использования фотографий или других материалов.

Стоит запомнить раз и навсегда: "Честность - лучшая тактика в интервью".

Этапы интервью

Давайте вместе разберем этапы интервью.

  1. Изучение темы.
  2. Знакомство с героями интервью.
  3. Составление вопросов для беседы.
  4. Определение даты, времени и места интервью.
  5. Психологическая подготовка журналиста.

Теперь, когда у нас есть основательный фундамент из теории, предлагаю Вам попробовать свои силы на практике.

Практическая работа "Анализ текста интервью"

Задание: Сейчас ребята, мы проведем мозговой штурм. Работа в паре, прочитайте внимательно интервью и проанализируйте его по следующим критериям:

  1. с кем ведется беседа;
  2. вид интервью;
  3. соответствие названия содержанию интервью;
  4. соответствие правилам ведения интервью.

Я вам раздам карточки с текстами интервью. Вам дается 3 минут на выполнение задания, текст предлагается на выбор. (Педагог раздает карточки с готовым текстом)

1. "Интервью с росинкой"

- Милая росинка, ты так блестишь на солнце! Откуда ты взялась?
- Родилась я утром, на рассвете. И век мой недолог.
- Почему ты так мало живешь?

- Проснется теплое солнышко, направит теплые лучики на землю, цветочки, зеленые лепестки, согреет их, и я превращусь в пар.
- А когда можно с тобой еще встретиться?
- Приходи на это место завтра утром. Я тебя буду ждать. Ты мне очень понравился.

- Чем я тебе приглянулся?
- Никто до этого меня не замечал, со мной не говорил. А ты обратил на меня внимание, нашел во мне собеседника, спасибо тебе.

2. "Интервью с радугой"

- Здравствуй, радуга. Почему ты появляешься только после дождя?
- Дождь смывает всю пыль на небе, светлее становятся облака, я становлюсь ярче, заметнее.
- Почему ты такая красивая?

- У меня семь цветов, используя которые каждый художник создает свои шедевры.
- Почему тебя называют еще радугой-дугой?

- Как ты знаешь, земля круглая. Я прокладываю свой путь с одной точки, например со стороны реки Волги, и бегу к темно-синему лесу. Вот и получается дуга. Прямой линии не получается: расспроси об этом учителя географии.
- Спасибо. Я хочу узнать о тебе побольше и найду интересные сведения в энциклопедиях. А после другого дождя мы с тобой еще поговорим.

- Я буду ждать тебя. До встречи.
Давайте проверим, что у вас получилось. (Обучающиеся озвучивают свои ответы педагогу, начинается обсуждение)

Подведение итогов занятия

Как вы считаете, кто из корреспондентов справился лучше с заданием? Почему?
Как вы считаете, у кого было самое содержательное интервью?
А у кого было самое интересное интервью?

Рефлексия

Ребята, наше занятие подходит к концу. Чему Вы научились, какие знания сегодня приобрели? Скажите мне, а теперь вы сами сможете взять интервью? (Ответы обучающихся)

Домашнее задание

В качестве домашнего задания, я вам предлагаю взять интервью у вашего напарника на определенную тему: "Ваше хобби", "Любимый фильм", "Любимый праздник", "Любимое животное", "Любимая музыкальная группа", "Любимое время года".

План выполнения работы:

  • Выбрать пару для работы.
  • Выбрать тему для интервью.
  • Составить вопросы.
  • Провести интервью.

Спасибо за внимание! До встречи!

Размер:
23.25 Kb
Скачали:
19