Цель занятия: знакомство с историей и символикой Новогодней ёлочки и коллективное изготовление креативной Новогодней ёлки.
Задачи:
Материалы и инструменты для изготовление ёлочки из изолона:
Организация рабочего места: у каждого ученика на парте лежат ножницы, карандаш и прищепка. Степлер - 1 на парту.
- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Все вы знаете, что скоро у нас будет прекрасный праздник. Кто знает какой?
- Правильно, Новый год! А кто из вас знает стихи об этом празднике? Давайте послушаем ребят, кто хочет рассказать стихотворение? (Желающие дети выступают)
- Молодцы! А что вы знаете об этом празднике? Когда его празднуют? Какие символы Нового года вы знаете? Какие бывают елочные игрушки? (Дети рассказывают все, что они знают о празднике "Новый год")
- Конечно, все вы правы. Новый год люди отмечают с древнейших времен. Раньше встречали праздник весной. Праздник посвящался солнцу. Поэтому наряжали плодовые деревья огоньками. Со временем все изменилось, во многих странах стали встречать Новый год зимой. В зимнем лесу вокруг елок зажигали костры и пели песни. В России праздник стали праздновать после указа царя Петра I.
- И особенно мила была нарядная елка в теплой, уютной комнате, когда за окном мороз. Новый год - это самый сказочный, самый семейный, самый волшебный праздник. Под Новый год загораются разноцветные елки, шьем сказочные наряды, готовим подарки друг другу.
- А сегодня, ребята вам предстоит стать волшебниками. Вы ведь хотите украсить свой класс, чтобы в нем стало празднично и красиво?
- Но есть один неприятный момент… Вы только представьте: каждый год в России и многих других странах срубают очень много живых елок.
- Они, конечно украшают наши дома, но ведь праздник кончится. И пушистая красавица, которая росла не один год, а иногда и не одно десятилетие, отправится на свалку.
- Вам жалко елочку? А хочется сохранить жизнь зеленой красавице? (ответы детей)
- Ну, тогда давайте сделаем елочку своими руками. Тогда мы сохраним живое деревце, а на праздник у нас все равно будет красивая елочка, которую мы с вами сделаем вместе.
- А какой она получится, мы увидим в конце занятия. Пусть это станет сюрпризом для всех нас.
- Сегодня мы будем работать с ножницами. Давайте вспомним правила безопасной работы с ними. (Дети повторяют правила)
- А что нельзя делать, когда работаешь с линейкой и карандашом? (Дети отвечают)
- А также ребята мы будем работать сеплером. При работе с ним нужно быть аккуратными и внимательными.
- Нельзя засовывать пальчики в отверстие для прокалывания бумаги. Ну, это вы знаете, потому что с этими инструментами вы все уже работали.
- А вот материалы у нас сегодня не обычные. Во-первых, у каждой елочки, поставленной в доме, должна быть подставка. Как ставят елочки у вас дома?
- Правильно, в крестовину или ведерко с песком. А зачем песок, кто догадается?
- Верно, ведерко должно быть тяжелым, чтобы наша елочка не перевернулась.
- Вот мы сейчас тоже сделаем такое ведерко. Мне понадобятся 2 помощника. Кто хочет? (Выбираются самые аккуратные дети)
- Вот наше ведерко. А это материал – алебастр. Его используют на стройках: шпаклюют стены.
- Алебастр, как вы видите, это порошок. Но, если его размешать с водой, то он очень быстро застынет и станет твердым, почти как камень. А еще он достаточно тяжелый.
- Так что, приступим. Один из помощников будет помаленьку насыпать порошок в ведерко с водой, а второй – размешивать его. Делать все нужно быстро, но аккуратно, чтобы не испачкать парту. (Выполняют)
- А теперь, когда у нас получилась густая, как сметана, смесь; вставим в самый центр ведерка нашу указку. Вставляем ровно, чтобы елочка не кренилась. Острие указки должно смотреть точно вверх.
- Ну вот, все получилось. Теперь отставим наш стволик елочки в сторонку. Алебастр должен высохнуть. А мы переходим к основной работе. И работать мы будем с новым, незнакомым вам материалом. Он называется "изолон".
Помощники раздают детали-квадраты и дети рассматривают материал. Каждому выдается по нескольку квадратов разной формы. Всего квадратов по 6 штук, со сторонами 40, 35, 30, 25, 20, 15, 10 см. Следует заранее распределить квадраты по ученикам (слабым меньше штук, и не самые маленькие), из того расчета, чтобы в конце занятия были собраны все 28 штук.
В конверте для каждого ученика, кроме изолоновых заготовок, лежат бумажные шаблоны, нужного размера. Несколько деталей собрать заранее, для демонстрации.
- Это эластичный мягкий синтетический материал, который изготавливается путем вспенивания полиэтилена. Он состоит из мельчайших ячеек (пор) закрытого типа (то есть пузырьков).
- Чаще всего он дополняется тонким слоем алюминиевой фольги. (фольгированный изолон)
- Продается материал в виде листов, лент, блоков и рулонов. Используют изолон в строительстве и машиностроении, как изоляционную прокладку.
Например, в квартирах его укладывают под ламинат для тепла, или для звукоизоляции в автомобили, чтобы железный кузов не бренчал.
- А мы сделаем из него необычную поделку.
- Сегодня мы будем работать коллективно. Ведь нам нужна большая елочка, а за одно занятие такую можно сделать, если каждый из вас внесет свой вклад.
- Так как, чтобы одному справиться с такой работой нужно очень много времени. Так что будьте внимательны, чтобы сделать все правильно и не испортить материал.
- Если каждая деталь будет аккуратной, то и вся работа получится!
У каждого из вас детал-модуль квадратной формы. Размеры у всех разные. Начинать будем с самого большого.
- Теперь работаем в паре. На каждой парте есть степлер. Один ученик будет держать деталь, а второй – скреплять ее. Кто будет что делать, или будете меняться операциями, решайте сами.
- Посмотрите: берем нашу деталь за большие свободно висящие уголки (на схеме, уголки "А" и "Б"). пригибаем их друг к другу. Накладываем кончик одного на кончик второго и скрепляем степлером. Так же поступаем со следующими (Внутренними) уголками, но загибаем их в другую сторону. Оставшиеся, третьи уголки подгибаем опять на ту сторону, что и первые.
- У нас получилась объемная деталь. Теперь нужно скрепить 6 таких деталей, чтобы получилась снежинка. Выберите, кто будет скреплять? (От того, сколько человек в группе, зависит, сколько снежинок скрепляются за один раз)
- Посмотрите, какая интересная снежинка у нас получилась. Она сама может служить украшением класса. Если захотите, вы сможете самостоятельно сделать такие и из бумаги, и из фоамирана. А теперь оденем наши снежинки на стволик, начиная с самой большой.
- Следующие детали делаем самостоятельно. А, чтобы не заскучать, я включу вам новогодние песенки. Подпевайте, и работа пойдет быстрее!
- Посмотрите, наша елочка растет на глазах! Видите, какая она красивая и аккуратная! (Продолжение практической части работы)
Педагог проводит опрос детей:
- Что делали на занятии?
- Из каких материалов?
- С чего начинали работу?
- Какую работу проделал каждый ученик?
- Что было самое сложное?
- Оцените качества выполненных деталей.
- Какие ошибки или огрехи вы видите?
- Почему они получились?
- Как можно исправить и можно ли?
- Вам понравилось сегодняшнее занятие и его результат?
- Молодцы! Сегодня все хорошо потрудились, показали свое мастерство, какая прекрасная елочка получились!
- Наш класс будет самым красивым и праздничным!
- И, я надеюсь, что каждый из вас теперь сможет сделать елочку своими руками, а не покупать ее в магазине, и не губить живое деревце!