Занятие для учащихся 10-11 лет "Ёлочка из изолона"

Цель занятия: знакомство с историей и символикой Новогодней ёлочки и коллективное изготовление креативной Новогодней ёлки.

Задачи:

  • выявить имеющиеся у детей знания об истории, символике и современных тенденциях оформления Новогодней ёлки;
  • дать представление об истории Новогодней ёлочки;
  • познакомить с разнообразием современных новогодних елочек.

Материалы и инструменты для изготовление ёлочки из изолона:

  • изолон;
  • ножницы, карандаши;
  • степлеры, бельевые прищепки;
  • баночка или ведерко из-под майонеза (1 литр);
  • деревянная палочка, круглого сечения, длинной 1 метр (старая указка);
  • алебастр, вода, палочка для размешивания;
  • шаблоны треугольников с прорезями (7 размеров) из плотной бумаги.

Организация рабочего места: у каждого ученика на парте лежат ножницы, карандаш и прищепка. Степлер - 1 на парту.

Ход занятия

Целевая установка

- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Все вы знаете, что скоро у нас будет прекрасный праздник. Кто знает какой?
- Правильно, Новый год! А кто из вас знает стихи об этом празднике? Давайте послушаем ребят, кто хочет рассказать стихотворение? (Желающие дети выступают)
- Молодцы! А что вы знаете об этом празднике? Когда его празднуют? Какие символы Нового года вы знаете? Какие бывают елочные игрушки? (Дети рассказывают все, что они знают о празднике "Новый год")

- Конечно, все вы правы. Новый год люди отмечают с древнейших времен. Раньше встречали праздник весной. Праздник посвящался солнцу. Поэтому наряжали плодовые деревья огоньками. Со временем все изменилось, во многих странах стали встречать Новый год зимой. В зимнем лесу вокруг елок зажигали костры и пели песни. В России праздник стали праздновать после указа царя Петра I.

- И особенно мила была нарядная елка в теплой, уютной комнате, когда за окном мороз. Новый год - это самый сказочный, самый семейный, самый волшебный праздник. Под Новый год загораются разноцветные елки, шьем сказочные наряды, готовим подарки друг другу.

Изложение нового материала

- А сегодня, ребята вам предстоит стать волшебниками. Вы ведь хотите украсить свой класс, чтобы в нем стало празднично и красиво?
- Но есть один неприятный момент… Вы только представьте: каждый год в России и многих других странах срубают очень много живых елок.
- Они, конечно украшают наши дома, но ведь праздник кончится. И пушистая красавица, которая росла не один год, а иногда и не одно десятилетие, отправится на свалку.

- Вам жалко елочку? А хочется сохранить жизнь зеленой красавице? (ответы детей)
- Ну, тогда давайте сделаем елочку своими руками. Тогда мы сохраним живое деревце, а на праздник у нас все равно будет красивая елочка, которую мы с вами сделаем вместе.
- А какой она получится, мы увидим в конце занятия. Пусть это станет сюрпризом для всех нас.

- Сегодня мы будем работать с ножницами. Давайте вспомним правила безопасной работы с ними. (Дети повторяют правила)
- А что нельзя делать, когда работаешь с линейкой и карандашом? (Дети отвечают)
- А также ребята мы будем работать сеплером. При работе с ним нужно быть аккуратными и внимательными.

- Нельзя засовывать пальчики в отверстие для прокалывания бумаги. Ну, это вы знаете, потому что с этими инструментами вы все уже работали.
- А вот материалы у нас сегодня не обычные. Во-первых, у каждой елочки, поставленной в доме, должна быть подставка. Как ставят елочки у вас дома?
- Правильно, в крестовину или ведерко с песком. А зачем песок, кто догадается?

- Верно, ведерко должно быть тяжелым, чтобы наша елочка не перевернулась.
- Вот мы сейчас тоже сделаем такое ведерко. Мне понадобятся 2 помощника. Кто хочет? (Выбираются самые аккуратные дети)
- Вот наше ведерко. А это материал – алебастр. Его используют на стройках: шпаклюют стены.

- Алебастр, как вы видите, это порошок. Но, если его размешать с водой, то он очень быстро застынет и станет твердым, почти как камень. А еще он достаточно тяжелый.
- Так что, приступим. Один из помощников будет помаленьку насыпать порошок в ведерко с водой, а второй – размешивать его. Делать все нужно быстро, но аккуратно, чтобы не испачкать парту. (Выполняют)

- А теперь, когда у нас получилась густая, как сметана, смесь; вставим в самый центр ведерка нашу указку. Вставляем ровно, чтобы елочка не кренилась. Острие указки должно смотреть точно вверх.
- Ну вот, все получилось. Теперь отставим наш стволик елочки в сторонку. Алебастр должен высохнуть. А мы переходим к основной работе. И работать мы будем с новым, незнакомым вам материалом. Он называется "изолон".

Помощники раздают детали-квадраты и дети рассматривают материал. Каждому выдается по нескольку квадратов разной формы. Всего квадратов по 6 штук, со сторонами 40, 35, 30, 25, 20, 15, 10 см. Следует заранее распределить квадраты по ученикам (слабым меньше штук, и не самые маленькие), из того расчета, чтобы в конце занятия были собраны все 28 штук.

В конверте для каждого ученика, кроме изолоновых заготовок, лежат бумажные шаблоны, нужного размера. Несколько деталей собрать заранее, для демонстрации.

- Это эластичный мягкий синтетический материал, который изготавливается путем вспенивания полиэтилена. Он состоит из мельчайших ячеек (пор) закрытого типа (то есть пузырьков).
- Чаще всего он дополняется тонким слоем алюминиевой фольги. (фольгированный изолон)
- Продается материал в виде листов, лент, блоков и рулонов. Используют изолон в строительстве и машиностроении, как изоляционную прокладку.

Например, в квартирах его укладывают под ламинат для тепла, или для звукоизоляции в автомобили, чтобы железный кузов не бренчал.
- А мы сделаем из него необычную поделку.

Ход выполнения работы

- Сегодня мы будем работать коллективно. Ведь нам нужна большая елочка, а за одно занятие такую можно сделать, если каждый из вас внесет свой вклад.
- Так как, чтобы одному справиться с такой работой нужно очень много времени. Так что будьте внимательны, чтобы сделать все правильно и не испортить материал.
- Если каждая деталь будет аккуратной, то и вся работа получится!

У каждого из вас детал-модуль квадратной формы. Размеры у всех разные. Начинать будем с самого большого.

  1. Сгибаем квадрат по диагонали.
  2. Получившийся треугольник сгибаем еще раз. Уменьшившийся вдвое треугольник, скрепляем прищепкой за уголок. Определите, какой уголок скрепить, чтобы деталь не распадалась.
  3. Теперь выберем шаблон, подходящий по размеру вашему треугольнику. Укладываем деталь перед собой, длинной стороной книзу. Находим закрытый и открытый край. Укладываем шаблон на треугольник так, чтобы линии начинались от закрытого края. Прикрепляем шаблон прищепкой за уголок.
  4. Отгибая края шаблона, прочертим линии разреза. Проверим, чтобы они начинались от закрытого края и доходили до конца разреза на шаблоне.
  5. Убираем шаблон (прищепку оставляем) и надрезаем деталь по прочерченным линиям. Разворачиваем деталь. Получился квадрат с надрезами внутри.

Квадрат с надрезами внутриКвадрат с надрезами внутри

- Теперь работаем в паре. На каждой парте есть степлер. Один ученик будет держать деталь, а второй – скреплять ее. Кто будет что делать, или будете меняться операциями, решайте сами.

- Посмотрите: берем нашу деталь за большие свободно висящие уголки (на схеме, уголки "А" и "Б"). пригибаем их друг к другу. Накладываем кончик одного на кончик второго и скрепляем степлером. Так же поступаем со следующими (Внутренними) уголками, но загибаем их в другую сторону. Оставшиеся, третьи уголки подгибаем опять на ту сторону, что и первые.

- У нас получилась объемная деталь. Теперь нужно скрепить 6 таких деталей, чтобы получилась снежинка. Выберите, кто будет скреплять? (От того, сколько человек в группе, зависит, сколько снежинок скрепляются за один раз)

- Посмотрите, какая интересная снежинка у нас получилась. Она сама может служить украшением класса. Если захотите, вы сможете самостоятельно сделать такие и из бумаги, и из фоамирана. А теперь оденем наши снежинки на стволик, начиная с самой большой.
- Следующие детали делаем самостоятельно. А, чтобы не заскучать, я включу вам новогодние песенки. Подпевайте, и работа пойдет быстрее!

- Посмотрите, наша елочка растет на глазах! Видите, какая она красивая и аккуратная! (Продолжение практической части работы)

Подведение итогов занятия

Педагог проводит опрос детей:

- Что делали на занятии?
- Из каких материалов?
- С чего начинали работу?

- Какую работу проделал каждый ученик?
- Что было самое сложное?
- Оцените качества выполненных деталей.

- Какие ошибки или огрехи вы видите?
- Почему они получились?
- Как можно исправить и можно ли?
- Вам понравилось сегодняшнее занятие и его результат?

- Молодцы! Сегодня все хорошо потрудились, показали свое мастерство, какая прекрасная елочка получились!
- Наш класс будет самым красивым и праздничным!
- И, я надеюсь, что каждый из вас теперь сможет сделать елочку своими руками, а не покупать ее в магазине, и не губить живое деревце!

Размер:
31 Kb
Скачали:
6