Адоптированная программа для детей с ОВЗ "Уроки Мойдодыра"

Очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья построить возможность достойно жить.

Сложность обучения навыкам самообслуживания детей с ОВЗ связана с нарушениями контакта, трудностью произвольного сосредоточения и страхами. Детям иногда нелегко осваивать новые навыки - пробовать незнакомые виды пищи, одеваться, мыть руки, приучаться к туалету, потому, что ребенок не в полном объеме владеет своим телом.

Зачастую малышу мешают нарушения мышечного тонуса, тонкой моторики, общая моторная неловкость. У таких детей часто наблюдаются проблемы с планированием движений или обостренная реакция на вкусы и другие незнакомые ощущения. В связи с нарушениями социального поведения трудно организовать саму ситуацию обучения.

Ребенок с особенными потребностями может убегать от взрослого, не выполнять инструкции, игнорируя их, или делая все наоборот. Такому малышу требуется специально организованное обучение, многократное повторение инструкций и оказание подсказок для их выполнения. Для большинства "особых" детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками обслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей.

Основной задачей программы является, целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а также формирования для каждого ребенка максимального уровня самостоятельности

Программа направлена на удовлетворение потребностей каждого ребенка в формировании жизненно важных практических навыков.

Актуальность программы

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания у детей практических навыков личной гигиены и ответственного отношения к своему здоровью.

Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным воздействием взрослых и всей окружающей обстановки.

Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях.

Цель работы – достижение максимально возможных положительных результатов самообслуживания себя, для обеспечения бытовой независимости.

Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость умственно отсталого молодого человека от окружающих (одновременно облегчает их деятельность, но и "работает" на укрепление его уверенности в своих силах).

Программа составлена с учетом психофизических возможностей ребенка, его познавательной активности, уровня знаний, умений.

Основные задачи:

  • Формирование у детей положительного отношения и интереса к бытовому труду.
  • Выработка привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности.
  • Привитие навыков культуры поведения.
  • Воспитывать уважение к труду взрослых.
  • Привитие детям навыков самостоятельности.

Целевая аудитория: дети с ограниченными возможностями проходящие реабилитацию в стационарном отделении.

Ожидаемые результаты:

  1. усвоение детьми с ограниченными возможностями культурно–гигиенических навыков;
  2. формировать привычки содержать свое тело в чистоте;
  3. привитие навыков здорового образа жизни.

В программе несколько разделов:

  • Личная гигиена.
  • Уход за одеждой и обувью.
  • Хозяйственно бытовой труд.
  • Правила поведения.

Основными методами работы по формированию навыков самообслуживания являются наглядно-образные (показ) и практик действенные (отработка) группы методов.

На первом этапе работа заключается в привитии детям с ограниченными возможностями и усвоении ими элементарных правил поведения среди взрослых и сверстников, и формировании жизненно необходимых навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

На втором этапе, помимо самообслуживающего труда, детей и подростков с ограниченными возможностями приобщают к более сложным видам трудовой деятельности: хозяйственно-бытовому труду, посильному труду в природе. Кроме того, у детей с интеллектуальными проблемами формируется отношение к сверстнику как к партнеру, возникает способность учитывать "программу партнера", происходит развитие коммуникативных умений.

Овладение трудовыми навыками, ребенок приобретает навык предметно-орудийных действий, осваивает конкретные операции, но и существенно обогащает собственный морально-этический опыт.

Важно, чтобы у детей возникло стремление поддерживать порядок в своем доме, по возможности улучшать за счет собственных трудовых усилий обстановку в игровой комнате, в раздевалке, в других помещениях.

Тематическое планирование по коррекционно-развивающей программе по самообслуживанию

№ -> Тема -> виды работ -> цель.

I. Личная гигиена

  1. "Режим дня". Беседа
    Продолжать формировать навыки правильного поведения в центре (во время приема пищи, во время передвижения по центру)
  2. "Я и мое тело". Беседа
    Учить детей бережно относится к своему телу.
  3. "Наши помощники – органы чувств" Беседа.
    Закрепить знания детей об органах чувств.
  4. "Предметы личной гигиены". Игра
    Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
  5. "Чего не стало?", "Угадай по описанию" Дидактические игры
    Познакомить детей с моющими средствами: мыло, стиральный порошок, сода.
  6. "Здравствуй мыло душистое". Беседа
    Познакомить детей с разновидностями мыла.
  7. "Зачем нужно чистить зубы". Беседа
    Закрепить умения правильности и последовательности чистить зубы.
  8. "Руки мой перед едой, не заболит животик твой". Беседа
    Учить основам правил личной гигиены.
  9. "Глаза помощники твои". Беседа
    Познакомить детей с простым строением глаза.

II. Уход за одеждой и обувью

  1. "Какую одежду носили на Руси". Беседа с презентацией
    Расширить представления детей об одежде на Руси в XVIII-XIXв.
  2. "Наша разная одежда". Беседа
    Учить детей группировать одежду по сезонному признаку.
  3. "Такая разная одежда". Беседа
    Уточнить функции и назначения разной одежды (для защиты, удобства и красоты)
  4. "Обувь разная нужна, обувь разная важна". Беседа
    Формировать представления об изменении обуви со временем.
  5. "Обувь" Беседа Расширять знания о разновидностях обуви. Беседа
  6. "Уход за одеждой. Ручная стирка". Беседа с демонстрацией файлов. Формирование знаний о правилах ухода за одеждой.
  7. "Уход за обувью". Беседа с презентацией.
    Учить детей правильно ухаживать за обувью.
  8. "Путешествие в страну головных уборов". Беседа
    Обобщение и уточнение представлений детей о головных уборах, их предназначении.
  9. "Шнуровка, застегивание пуговиц, застегивание молний и т. д." Практикум
    Развивать мелкую моторику рук. Учим детей застегивать, пристегивать, пришивать и т д.

III. Хозяйственно бытовой труд

  1. "Правила поведения за столом". Презентация
    Воспитывать культуру поведения.
  2. "Дежурство по столовой". Беседа
    Знакомить детей с моделями и алгоритмами сервировки толов.
  3. "Правильное питание - здоровое питание". Беседа
    Закрепить знания детей о продуктах питания.
  4. "В гостях у Пеппи". Беседа
    Формировать умения и желания трудиться.
  5. "Федорино горе". Чтение художественного произведения
    Продолжать воспитывать стремление к чистоте
  6. "Каждой вещи свое место". Беседа
    Дать понятие о бережном отношении к вещам и аккуратности.
  7. "Как мы Федору трудиться учили". Беседа
    Формировать положительные отношения к труду и его результатам.
  8. "Мы моим свои игрушки". Беседа-практикум
    Формировать навыки мытья игрушек.
  9. "Уход за комнатными растениями". Беседа-практикум
    Учить детей ухаживать за комнатными растениями
  10. "Умелые руки не знают скуки". Беседа
    Учить трудиться в коллективе.
  11. "Чистота - залог здоровья". Беседа-практикум
    Воспитывать стремление помогать взрослым.
  12. "Сервировка стола". Беседа.
    Формирование знаний о сервировки стола.

IV. Правила поведения

  1. "Путешествие в страну хороших манер". Беседа
    Закрепление знаний о правилах поведения и хороших манерах.
  2. "Как правильно вести себя за столом". Беседа
    Продолжать формировать навыки поведения за столом во время еды.
  3. "Правила поведения в общественных местах". Беседа
    Воспитывать нормы поведения в общественных местах.
  4. "Правила безопасного поведения на улице". Беседа
    Расширять и закреплять знания знаков и правил дорожного движения.
  5. "Вы – гость". Беседа
    Формирование норм культурного поведения в гостях.
  6. "Правила поведения в общественном транспорте". Беседа
    Расширять представления о правилах поведения в общественном транспорте.
  7. "Чего не стало?", "Угадай по описанию". Дид. игра
    Познакомить детей с моющими средствами: мыло, стиральный порошок, сода.
  8. "Чудесный мешочек", "Что сначала, что потом". Дид. игра
    Развивать у детей логическое мышление, умение строить последовательную цепочку действий.
  9. "Четвертый лишний", "Что изменилось?". Дид. игра
    Закреплять знания детей об одежде и обуви.
Размер:
18.7 Kb
Скачали:
12