Проект для детей старшего дошкольного возраста "Я знаю, кем я буду"

Важными критериями успешной социализации подрастающего ребенка являются знания о трудовой деятельности людей и общественной значимости их труда, сформированность положительного отношения к труду, умение практически выполнять доступные трудовые процессы, заинтересованность в выборе будущей профессии.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. А.С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, а также с профессиями, востребованными в современном мире.

Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.

В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем

С целью приобщения к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развития интереса детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения был разработан и реализован профориентационный проект "Я знаю, кем я буду".

Цель проекта - формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Задачи проекта:

  • обогащать и конкретизировать представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях;
  • формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение ребенка к профессиональному миру, желание трудиться.

Ожидаемые результаты:

  • дети имеют представление о большом количестве профессий, орудиях труда, необходимых для выполнения трудовой деятельности, результатах труда, называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
  • У детей сформировано понимание значимости и ценности труда в жизни общества; ребенок объясняет роль труда в благополучии человека;
  • у детей сформировано желание трудиться и учиться труду, приносить пользу обществу, ребенок с удовольствием участвует в посильной трудовой деятельности взрослых.

Тип проекта: информационный, практико-исследовательский.

Вид проекта: семейный, групповой.

Длительность проекта: учебный год.

Непосредственно организованная деятельность педагога с детьми проходит 1 раз в месяц, с сентября по май. В течение дня воспитатель организует сюжетно-ролевые и дидактические игры, читает художественную литературу.

Приемы реализации проекта:

  1. беседы, рассматривание иллюстраций, презентаций;
  2. чтение художественной литературы;
  3. дидактические игры и подвижные игры;
  4. экскурсии и наблюдения;
  5. создание дидактических альбомов;
  6. интегрированная ООД.

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста и их родители, воспитатели, социальный педагог.

Презентация проекта: интеллектуальная игра "Все работы хороши".

Оснащение предметно-развивающей среды:

  • библиотечка с подборкой книг о профессиях,
  • картотека пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотека сюжетно – ролевых игр;
  • картотека дидактических, настольно — печатных игры, словесных игр;
  • подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой "Профессии";
  • книжки – малышки, альбомы, раскраски;
  • атрибуты к играм, предметы – заместители.

Этапы проекта

1 этап – Подготовительный

Изучение педагогической и методической литературы, разработка модели реализации проекта, обогащение предметно-развивающей среды по теме проекта, подготовка наглядного материала.

2 этап - Практический (реализация проекта)

Работа над проектом осуществляется во время непосредственно-образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности.

Используются: ситуативные разговоры, диалоги, речевая ситуация, игровая обучающая ситуация; тематические загадки; сюжетно – ролевые игры; чтение и обсуждение художественной литературы, мультфильмов, стихов; оформление выставок детского творчества "Профессия моей мечты", экскурсии; дидактические игры; тематические презентации; гостевые визиты представителей разных профессий, создание лэпбуков.

3 этап – Заключительный

Презентация проекта, диагностика воспитанников подведение итогов.

Таким образом, раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребенка к своим психологическим качествам и их развитию.

У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!