Важными критериями успешной социализации подрастающего ребенка являются знания о трудовой деятельности людей и общественной значимости их труда, сформированность положительного отношения к труду, умение практически выполнять доступные трудовые процессы, заинтересованность в выборе будущей профессии.
Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. А.С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, а также с профессиями, востребованными в современном мире.
Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.
В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем
С целью приобщения к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развития интереса детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения был разработан и реализован профориентационный проект "Я знаю, кем я буду".
Цель проекта - формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Задачи проекта:
Ожидаемые результаты:
Тип проекта: информационный, практико-исследовательский.
Вид проекта: семейный, групповой.
Длительность проекта: учебный год.
Непосредственно организованная деятельность педагога с детьми проходит 1 раз в месяц, с сентября по май. В течение дня воспитатель организует сюжетно-ролевые и дидактические игры, читает художественную литературу.
Приемы реализации проекта:
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста и их родители, воспитатели, социальный педагог.
Презентация проекта: интеллектуальная игра "Все работы хороши".
Оснащение предметно-развивающей среды:
1 этап – Подготовительный
Изучение педагогической и методической литературы, разработка модели реализации проекта, обогащение предметно-развивающей среды по теме проекта, подготовка наглядного материала.
2 этап - Практический (реализация проекта)
Работа над проектом осуществляется во время непосредственно-образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности.
Используются: ситуативные разговоры, диалоги, речевая ситуация, игровая обучающая ситуация; тематические загадки; сюжетно – ролевые игры; чтение и обсуждение художественной литературы, мультфильмов, стихов; оформление выставок детского творчества "Профессия моей мечты", экскурсии; дидактические игры; тематические презентации; гостевые визиты представителей разных профессий, создание лэпбуков.
3 этап – Заключительный
Презентация проекта, диагностика воспитанников подведение итогов.
Таким образом, раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребенка к своим психологическим качествам и их развитию.
У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.