Любая игра представляет собой свободную деятельность, которая направленна на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.
В практике психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ одной из ведущих форм развития и взаимодействия является психологическая игра.
В нашем центре помощи детям была проведена психологическая игра "В борьбе за дело", которая была нацелена на развитие лидерских качеств воспитанников, уверенного поведения, сплоченности детского коллектива. Данная игра проходила поэтапно.
На первом этапе психологической игры была проведена предварительная работа, где дети поделились на две команды, и им было дано домашнее задание подготовить:
На втором этапе было выполнение домашнего задания. Каждая команда представила и защитила свое название, девиз. Домашнее задание о конфликтных ситуациях проходило в виде дискуссии, где разбирали конфликтные ситуации, одна команда озвучивала конфликтную ситуацию, другая команда решала, как можно было выйти из этой ситуации безконфликтно.
По профилактике вредных привычек, каждая команда представила и защитила свой коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков. Творческие номера были представлены в виде стихов и песен. Последнее домашнее задание было представлено в виде поделок из оригами, бумажные фигурки в виде белок и журавлей.
За каждое выполненное задание участники получали жетоны – матрики (от слова мативация). В этом этапе каждая команда набрала одинаковое количество матриков.
После окончания выполнения домашнего задания, за полученные матрики проводились торги качеств. Перед началом аукциона, воспитанникам учреждения была дана установка, что будет проводиться аукцион качеств, где представлены качества - которые будут им нужны для прохождения следующего этапа игры, эти качества можно купить за полученные матрики и поместить на стену в квартире каждой команды (уверенность, ответственность, активность, доброта, злость, агрессия, честность, упорство, высокомерие и тд). По итогу торгов, положительные качества были разобраны.
После торгов когда команды приобрели необходимые качества, участникам было предложено разыграть Тотем в течении недели, за эти дни ребята делают хорошие и добрые дела, живут по режиму учреждения: каждое утро – зарядка, активно принимают участие в мероприятиях учреждения, помогают сотрудникам в уборке, ведут себя культурно по отношению друг к другу. Положительными делами команды зарабатывают матрики, в конце недели матрики подсчитываются, какая команда больше набрала матриков, та и получает тотем (общим голосованием ребята согласились).
На каждую команду заранее была заведена ведомость с фамилиями воспитанников, деятельность фиксировалась плюсами в ведомости "Хорошие дела", и минусами – штрафами если ребенок совершил какой то проступок (провокации конфликтных ситуаций, нецензурная брань и тд). В конце каждого дня плюсы подсчитывались, сколько плюсов - столько матриков ребята получали на команду. Штрафные минусы можно было отработать – извиниться перед тем, кого обидели в зависимости от ситуации, убраться в любом помещении учреждения, субботник и тд.
В конце недели было подведение итогов, собрался детский совет, каждая команда подсчитала матрики, у кого было больше матриков, тем вручили Тотем "В борьбе за дело", и сладкие подарки, также было обсуждение какие качества детям помогли в борьбе за тотем, понравилась ли им игра, и хотят ли они продолжение.
По итогу игры проведено упражнение "Мяч дружбы", где участники встав в круг, передавали друг другу мяч дружбы и при этом отвечали на следующие вопросы: "Что нового вы узнали? Чему научились? Что запомнилось больше всего? Какие чувства вызвала эта игра?"
Очень приятно было слушать положительные отзывы от ребят, за такую продуктивную неделю было заметно, что ребята стали относиться друг к другу более уважительно, научились сопереживать, помогать, стали более уверенными в себе, стали одной большой и сплоченной семьей.