Конспект творческого занятия для детей подготовительной группы, направленный на развитие связной речи и фантазии.
Ребята знакомятся с героями сказки — ёжиком и зайцем — и придумывают собственную историю о том, как смелый ёжик помогает своему другу.
Цель занятия: развивать связную речь и творческое воображение детей через составление сказки.
Задачи:
Воспитатель: Дети, сегодня утром около нашей двери я нашла посылку. Посмотрим, что в ней. Это книга. (Открывает книгу)
- Ой, почему-то страницы книги пустые. А ещё здесь письмо. (Читает)
Письмо
Здравствуйте, ребята. Пишет вам сказочник. Эта книга заколдована злой колдуньей. Все сказки исчезли. Я знаю, только вы, ребята, сможете помочь. Мои любимые сказочные герои - ёжик и его друг заяц, который постоянно попадает в разные неприятности, а ёжик его выручает.
Буду рад, если вы придумаете сказку о том "Как ёжик выручил зайца" и тогда колдовство снимется, и книга будет заполняться сказками, а вы, дорогие дети, сможете читать сказки.
Воспитатель: Дети, поможем расколдовать книгу? (Ответы детей)
Что за зверь такой,
Встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы
Уши выше головы. (Заяц)
- Заяц трусливый, а как можно про него сказать по-другому?
- Придумайте слова близкие по значению к слову трусливый: боязливый, пугливый, нерешительный, несмелый, тревожный, боящийся.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много
А нитки ни одной. (Ёж)
Воспитатель: Зачем ему иголки? (Дети отвечают)
- Какие иголки вы еще знаете? (Вязальные, швейные, ёлочные, медицинские)
- Смелый ёж, а как можно про него сказать по-другому?
- Придумайте слова близкие по значению к слову смелый: храбрый, отважный, решительный, мужественный, безбоязненный.
- Где живут ёж и заяц? (В лесу)
- Давайте от слова лес образуем новые слова – лесовичок, лесок, лесная, лесник.
- Давайте составим с вами описание ежа и зайца. Описать это значит рассказать, какой ёж, его действия, повадки.
Заяц - серый, пушистый, с длинными ушами, косыми глазами, быстроногий и симпатичный зверек. Зайцы любят капусту и морковку.
Ёж - небольшой зверек, на спине иголки, которые защищают его во время опасности, мордочка у ежа вытянутая, глаза маленькие, черные. Ежи любят грибы, ягоды, желуди.
Воспитатель: Мы выяснили, что ёж смелый, заяц трусливый. Но они друзья. Поэтому мы будем придумывать сказки о том "Как ёж выручил зайца".
- Давайте вспомним, а из каких частей состоит сказка? (Зачин, середина, конец)
- Скажите, с каких слов обычно начинается сказка? (Со слов "Жили-были", "В некотором царстве-государстве")
- Верно, а о чём рассказывается в середине сказки? (О приключениях героев)
- Правильно, ответьте, пожалуйста, какие слова обычно говорят в конце сказки? ("Стали они жить – поживать и добра наживать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец")
- Здорово, напомните, какие любимые герои сказочника? (Ответы детей)
Далее воспитатель предлагает план сказки:
- Ребята, предлагаю вам, пофантазировать и придумать сказку о том, как ёжик выручил зайца из беды.
- А теперь попробуем придумать сказку о том, как ёжик выручил зайца.
- Подумайте, что могло случиться с зайцем и как ёж мог выручить своего друга.
- Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.
- Как мы начнём сказку? (При необходимости воспитатель задает дополнительные вопросы: "Где он жили?" "Какой зайчик? Ёж?" и т.п.
- Однажды… Что могло случиться? Как ёжик поможет зайцу?
- Чем закончится сказка?
- Дети, мы вместе сочинили сказку, а кто хочет рассказать свою сказку?
Физминутка
После двух-трёх рассказов воспитатель спрашивает, чья сказка понравилась больше и почему.
Воспитатель: Ребята, мы сочинили сказку. Теперь колдовство должно исчезнуть, дети, давайте посмотрим, появились ли сказки в книге. (Воспитатель переворачивает страницы, показывает "появившиеся" иллюстрации)
- Смотрите, колдовство исчезло. Это герои, из какой сказки? (Дети должны назвать героя сказки)
- Мы обязательно запишем сказку в книгу и нарисуем к ней рисунки в свободное время.
Скажу я слово высоко
А ты ответишь низко.
Скажу я слово далеко
А ты ответишь близко.
Скажу я слово трус
Ответишь ты храбрец.
Теперь начало я скажу
Ну отвечай – конец.
- Конец не только стихотворения, но и приближается конец занятия.
- Давайте вспомним чем мы сегодня занимались на занятии?
- Кому мы помогали?
- Чья сказка сегодня понравилась больше всего?