Составление сказки по серии сюжетных картинок "Заяц и снеговик"

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование умения связно, последовательно составлять сказку по серии сюжетных картинок.

Задачи:

  • учить детей выделять структуру повествования: начало, средняя часть, концовка;
  • формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей, согласовывать существительные с прилагательными, подбирать антонимы;
  • расширять словарный запас.

Материалы и оборудование: компьютер, презентация по серии сюжетных картинок "Заяц и снеговик", презентация "Животные и детеныши", сюжетные картинки "Заяц и снеговик", пустая книга сказок и рассказов про животных, мяч.

Предварительная работа:

  • чтение детям сказок и рассказов;
  • обсуждение прочитанного материала;
  • отгадывание загадок;
  • работа по сюжетным картинкам;
  • раскрашивание животных, сюжетных картинок.

Ход занятия

Организационный момент

- Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся. (Здравствуйте!)
- А как еще можно поздороваться? (Ответы детей)
- Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

- Какое у вас сейчас настроение? У меня очень хорошее настроение.
- Давайте мы начнем нашу встречу с нашего приветствия.

Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

- Ребята, проходите на стульчики. Посмотрите, что у меня есть!
- Это книга сказок!. А вы любите сказки?
- Давайте посмотрим, что за сказки в этой книжке.

- Сказки и рассказы про животных!
- Ой! Да она пустая!
- Что же случилось? А давайте мы с вами напишем сказку.

- Ребята, а вы помните, кого мы с вами сделали?
- Зайчика! Зайчик получился очень красивый.
- А давайте про нашего зайчика придумаем интересную сказку.

Основная часть

- Ребята, а зайчик какое животное? (дети отвечают)
- Я предлагаю поговорить немного о диких животных. Я вам буду загадывать загадки, а вы их постарайтесь отгадать.
- Если вы правильно отгадаете животного, то мы с вами увидим его изображение на экране.

Загадки

Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (заяц)

- Правильно! Скажите, пожалуйста, заяц какой? (трусливый, пушистый, пугливый, боязливый, серый, белый, травоядный и т.д.)

У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (ёж)

- Правильно! Скажите, а что вы можете сказать о еже? (смелый, колючий, отважный, сворачивается в клубок)
- Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?
Разгрызет орешек мелко,
Ну, конечно, это… (белка)

- Правильно! А скажите, пожалуйста, что вы знаете о белке? (шустрая, быстрая, рыжая, проворная, любит орехи, грибы, ягоды)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса.
А зовут - … (лиса)

- Правильно! Какая лиса? Что в ней особенного, отличающегося от других животных? (хитрая, рыжая плутовка, с длинным рыжим хвостом, хищница)

В лесу зимой холодной
Ходит злой, голодный.
Он зубами щелк!
Это серый … (волк)

- Правильно! Скажите, а волк, он какой? Что вы знаете о волке? (серый, злой, голодный, у него острые зубы, хищник)

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна… (медведь)

- Правильно! Скажите, пожалуйста, что вы можете сказать о медведе? (большой, огромный, сильный, тяжелый, любит мед, ягоды)
- Ребята, для вас интересное задание. На слайдах находятся животные со своими детенышами, и я предлагаю назвать животных и их детенышей правильно.

Белка – бельчонок - бельчата
Ёж – ежонок - ежата
Медведь – медвежонок - медвежата
Лиса – лисенок - лисята

Волк – волчонок - волчата
Лось – лосенок - лосята
Заяц – зайчонок - зайчата

- А сейчас давайте немного поиграем.

Физкультминутка "Белки"

Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок. (прыжки на месте)
Забираются нередко
Высоко, высоко! (тянемся вверх)

Будем в классики играть
На одной ноге скакать.
А теперь еще немножко
На другой поскачем ножке. (прыжки на одной ножке)

- Ребята, посмотрите, у меня в руке мяч. Хотите поиграть? (да!)

Игра "Скажи наоборот"

- Я буду называть слова, а вы придумайте слова - "наоборот", слова с противоположным значением.

Добро – ... (зло)
Храбрый – ... (трусливый)
Слабый – ... (сильный)

Трудно – ... (легко)
Начало – ... (конец)
Твердый – ... (мягкий)

Веселый – ... (грустный)
Ровный – ... (кривой)
Чистый – ... (грязный)

Идти – ... (стоять)
Говорить – ... (молчать)
Близко – ... (далеко)

Высоко – ... (низко)
Широко – ... (узко)
Смешно – ... (грустно)

- Ребята, а когда все замерзает, а когда тает? (осенью, весной)
- Тает весной. А какие признаки весны, вы еще знаете?
- Ребята, а весной бывает снег?

- Почему?
- А теперь я вам предлагаю сочинить сказку про нашего зайчика.
- Составлять рассказ нам помогут картинки. Это серия картинок. Первая картинка – это начало истории, следующие – продолжение, последняя – окончание.

- Посмотрите на первую картинку. Кто может сказать, что на ней изображено? (показ первого слайда)
- Кого вы видите на картинке?
- Когда произошла эта история, в какое время года?

- Откуда появился снеговик во дворе?
- Откуда прискакал заяц?
- Рассказывая о зайце, какие можно употреблять слова, кроме слова заяц? (зайка, зайчик, зайчишка, заинька)

- Что захотелось зайке?
- Почему зайцу захотелось морковку?
- Что он для этого стал делать? (подпрыгивать, скакать, прыгать, тянуться за морковкой)

- Удалось ли зайке достать морковку?
- А теперь давайте посмотрим на вторую картинку.
– Давайте посмотрим, что произошло дальше.

– Что принес заяц?
- Откуда он ее принес?
- Что он сделал?

- Как заяц пытался достать морковку?
- Помогла ли лестница зайцу?
- Как изменилась погода?

Открывается третий слайд.
- Почему зайка сел на лестницу?
- Какой зайка?

- Как светит солнце?
- Что случилось со снеговиком?
- Расскажите, как таял снеговик?

Открывается четвертый слайд.
- Что же помогло зайчику наконец-то полакомиться морковкой?
- Когда же все-таки произошла эта история?

- Почему растаял снеговик?
- Во что превратился снеговик?
- Что от него осталось?

- Что сделал заяц?
- Какая была морковка?
- Ребята, расскажите нашу сказку от начала до конца. Какими словами можно начать сказку?

- Эта история может произойти на самом деле? Почему?
- Значит, мы будем сочинять про зайца рассказ или сказку?
- Какое название можно придумать для нашей сказки?

- А теперь мы будем вместе сочинять сказку. А затем заполним нашу книгу сказок.
- Не забывайте, что у сказки должно быть начало. Начинать можно по-разному: однажды, как-то раз, это произошло.
- Сначала расскажите, кто слепил снеговика, опишите его.

- Рассказывая сказку, используйте разные слова, называя зайца, его действия, настроение. И, конечно же, у сказки должен быть конец.
- Ребята, что же у нас получилось? Давайте послушаем!
- Кто хочет рассказать? (Дети рассказывают сказку)

- Ребята, мы с вами сочинили очень интересную сказку. Посмотрите, что у меня есть это иллюстрации к нашей сказке. Сейчас мы с вами оформим нашу книгу сказок. (наклеивают картинки в книгу)
- Какая замечательная книга у нас получилась!

Заключительная часть

- О ком составили сказку?
- Какой же заяц в этом сказке?
- Что помогло зайцу добраться до морковки?

- Какое солнце?
- Как можно озаглавить сказку?
- Как вы думаете, нашему зайчику понравилась сказка?

- Вы так старались! А вы знаете, что по сказкам делают мультфильмы?
- И по нашей сказке можно сделать мультфильм.
- Давайте посмотрим мультфильм по нашей сказке. (Дети смотрят мультфильм по сюжетным картинкам)

- Вы молодцы! Я хочу, чтобы вы были всегда такими добрыми и яркими!
- Всем спасибо!

Размер:
22.77 Kb
Скачали:
3