Цель и задачи занятия:
Материалы и оборудование: сумка с подсказками и письмом, пенек, деревья, бутафорский камень, книга про Кикимору, прищепки, гнездо Жар-птицы, пайетки, пластилин, шаблоны мухоморов из картона, салфетки, два серебряных подноса с рыбками из картона.
- Гости собираются, и сказка начинается.
- Ребята, давайте же всем присутствующим скажем волшебное слово "Здравствуйте"!
- Молодцы! А какие еще волшебные слова вы знаете? (ответы детей)
- Я не просто так вас спросила про волшебные слова, ведь сегодня нас ждет волшебное приключение. Вы готовы? (Да!)
- Но, я смотрю, что гости то не все собрались – нет самого главного гостя. Я скажу вам по секрету, что к нам должен прийти Леший.
- А вы знаете кто такой леший?
- Ну-ка я посмотрю за дверью, вдруг он просто зайти стесняется? (Воспитатель смотрит за дверью – там никого нет, но находит сумку)
- Ребята, а там никого нет, только сумка. Посмотрим, что в ней. А в ней много разных вещей и письмо.
Письмо
Прийти не смогу. В заповедный лес ходу нет. Нас он тоже не выпускает. Сумку с письмом передаю со знакомой вороной. Кощей Бессмертный с Бабой Ягой навели в лесу жуткий беспорядок. День рождения Кикиморы на грани срыва. Помогите волшебным обитателям леса пожалуйста!
Сумка необычная – в ней много подсказок для вас. Помог, чем смог.
P.S. Чтобы пробраться в заповедный лес, нужно набрать шифр. Подсказка под пеньком.
- Вот это да! Какой кошмар! Мы ведь с Лешим должны были пойти на день рождения Кикиморы, но сюрприз не получился.
- Ребята, поможем волшебным обитателям леса? (Да, поможем!)
- Но как нам туда добраться, ведь лес волшебный, значит и транспорт туда должен быть волшебным. Вы знаете такой транспорт? (ковер-самолет, ступа с метлой, Конек-Горбунок, сапоги-скороходы, летучий корабль, путеводный клубочек, Емелина печь)
- А в каких сказках есть такой транспорт?
- Как же нам быть? У нас ничего такого нет. Наверное, пришло время посмотреть, что же Леший положил в сумку. (Воспитатель достает из сумки веточку с прикрепленной к ней запиской)
Палка-перемещалка
Инструкция по применению: взмахнуть палкой, назвать адрес, топнуть ногой и покружиться.
- Так давайте дружно скажем: "В заповедный лес", топнем и покружимся.
- Вот мы и очутились у заповедного леса. Вот пенек – под ним листочки с шифром.
- А вот стоят волшебные тарелочки. Наверное, шифр нужно писать на них.
Воспитатель достает из-под пенька листочки на которых нарисовано несколько фигур, которые дети должны будут нарисовать на тарелках с насыпанной в них манной крупой.
- Молодцы ребята! Лес нас пропускает дальше. Но, что это?
На столе находятся деревянные фигурки героев из трех сказок. Перепутанные.
- Это сказки. Но они все перепутаны. Как же мы узнаем из каких сказок эти герои?
- Посмотрите какой странный цветок – он весь исписан кем то… Ой, да на его лепестках загадки.
- Давайте их скорее отгадаем – может они помогут разобраться в этих сказках?
Воспитатель поднимает цветок и читает детям загадки:
Мышка дом себе нашла.
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов. (Теремок)
Из муки он был печен,
На окошке был стужен.
Убежал от бабки с дедом,
Для лисы он стал обедом. (Колобок)
Сидит в корзине девочка,
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и медведь)
Дети отгадывают загадки, и воспитатель просит их назвать всех героев этой сказки. Далее несколько детей идут "наводить порядок" в сказках – расставляют всех героев соответственно сказке.
- Так ребята, молодцы! С этим заданием мы справились, смотрим что же дальше по тропинке?
- А дальше стоит большой камень и не дает нам пройти. Но его смогут сдвинуть только настоящие богатыри.
- А вы хотите стать богатырями? (Да!)
- Тогда каждый день нужно заниматься спортом. Вот и сейчас я предлагаю вам сделать небольшую разминку.
Дети встают со стульчиков и, вместе с воспитателем, выполняют физкультминутку:
Дружно встанем – раз, два, три.
Мы теперь – богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще,
Через левое плечо.
Буквой "Л" расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
- Молодцы ребята! Теперь то точно камень сдвинем! (Кто-то из детей сдвигает бутафорский камень в сторону)
- Смотрите какие два чудесных озерка с рыбками. Это наверное царство Водяного. А тут на листе кувшинки записка. Давайте скорее ее прочитаем.
Записка
Помогите! Кощей украл волшебную чешую у моих рыбок, и они теперь не волшебные, а самые обыкновенные. Как мне моему другу Морскому царю в глаза смотреть? – это ведь он мне их подарил. В одном озерце были золотые рыбки, а в другом – огненные. Помогите найти чешую…
Водяной Григорий
- Где же нам чешую то раздобыть?
- Ой, смотрите, чей-то след. Мокрый такой, наверное, Водяного. А на нем надпись: "Найдете чешую в гнезде Жар-птицы. На самом дне. Но там очень горячо".
- К Жар-птице просто так не попасть. Поищу ка я подсказку в сумке.
А вот – нашла записку:
Жар-птица – это не сказка,
Жар-птицы живут на свете.
Но только их очень трудно
Увидеть при солнечном свете.
- Чтобы пройти к гнезду Жар-птицы нужно закрыть глаза и сказать: "Мы пришли к вам не со злом. Пропустите нас в ваш дом".
Дети закрывают глаза и повторяют за воспитателем слова. В это время воспитатель ставит на видное место гнездо Жар-птицы с золотыми яйцами, на дне которого находится пакет с красными и золотыми пайетками.
- Как же нам достать чешую со дна гнезда – ведь оно огнем горит, да и яйца горячие. Прочитаю ка я следующую подсказку.
Жар-птица недаром зовется Жар-птицей,
Иван от конька по секрету узнал,
Чтоб руки не сжечь, он одел рукавицы
И вмиг на охоте Жар-птицу поймал.
- Но нам не нужно ловить Жар-птицу. Рукавиц у нас тоже нет.
- А посмотрю ка я в сумке у Лешего, вдруг что-нибудь полезное найду.
- Смотрите, я нашла прищепки – может с помощью них у нас получится переложить горячие яйца из гнезда в корзинку?
Вызываются несколько детей, которые прищепками достают яйца из картона из гнезда и перекладывают их в корзину. На дне лежит чешуя.
- Какие вы смелые! А теперь скорее идем помогать Водяному.
Дети проходят к столу где на двух серебряных подносах лежат рыбки, сделанные в технике пластилинографии.
- Девочки делают золотых рыбок, а мальчики огненных.
Дети приклеивают на рыбок разноцветную чешую.
- Какие вы молодцы! Давайте же наконец подойдем к поляне, на которой стоит дом Кикиморы. Но что-то мешает нам пройти. Нужно произнести заклинание.
Воспитатель достает из сумки следующую подсказку. Дети должны будут проговорить чистоговорки.
Ра-ра-ра – где живет Кикимора?
Ру-ру-ру – найдем сейчас Кикимору.
Ри-ри-ри – мы к Кикиморе пришли.
Ры-ры-ры – дома нет Кикиморы.
- Ребята, а мы подарок то для Кикиморы забыли. У нее же день рождения. Постойте, кажется я что-то подходящее видела в сумке.
- Вот! Мухоморы! Правда у них шляпки белые. Но мы же и с этим испытанием справимся, правда?
- А чем можно их покрасить? (Дети отвечают)
Воспитатель достает шаблоны мухоморов из картона и приглашает детей за столы, чтобы они закрасили шляпки грибов в технике пластилинографии.
- Приглашаю вас за столы. И, прежде чем мы начнем работать, предлагаю немного размять наши пальчики.
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок,
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса,
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про Жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам всякий рад!
- Вот и готов подарок для Кикиморы. Молодцы ребята! Постарались.
- А что мы Кикиморе пожелаем на день рождения? (Ответы детей)
- Правильно, молодцы! Ой, а Кикиморы то и правда нет дома… Вот незадача… Только записка лежит.
Записка от Кикиморы
Дорогие мои ребята! Спасибо вам, что выручили сказочных персонажей! И отдельное спасибо за подарок и пожелания мне на день рождения – их до меня по-дружески донес ветерок.
Но, к сожалению, не могу вас встретить лично – убежала в соседний лес помогать своей сестре - ей срочно нужна моя помощь. Но вы не расстраивайтесь – я вам оставила книгу со сказкой про меня и небольшое угощение. А лично познакомимся в следующий раз.
Ваша Кикимора Варвара
- Ребята, жаль конечно, что не пришлось увидеться с Варварой. Но зато у нас есть про нее книга, которую мы с вами обязательно прочитаем в детском саду.
- А теперь берите угощения от Варвары и нам пора возвращаться.
Воспитатель достает палку-перемещалку, говорит слова: "В детский сад № ..."
После "возвращения" воспитатель спрашивает, понравилось ли детям сегодняшнее приключение? А что больше всего? А смогли ли мы помочь волшебным обитателям леса?
- На этом говорю всем спасибо. Сегодняшнее занятие закончилось. До новых встреч!