Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Основы финансовой грамотности"

Цель образовательной деятельности: формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • сформировать представление у детей о появлении денег;
  • расширять представления о профессиях людей, их значимости;
  • воспитывать бережливость, трудолюбие, интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Словарная работа: племена, индейцы, типография, чеканить.

Оборудование и материалы: картинки с изображением зерна: пшеницы, ржи, риса, гречки. Картинки с изображением какао-бобов, морских раковин, меховых шкурок животных, соли, золота и серебра.

Предметы для игры "Куда можно класть деньги?": кошелек, банка, копилка, мешочек, сумочка. Монеты разного достоинства, юбилейные монеты, картинки с изображением бумажных купюр. Бумажные заготовки прямоугольной формы для продуктивной деятельности, цветные карандаши.

Предварительная работа: чтение "Сказка о пропавших профессиях" С. Писаревой, беседа с детьми о людях разных профессий.

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, отгадайте загадку
У меня игрушка есть
Монеток в ней не счесть
Моя игрушка – свинка,

Дырка у нее на спинке.
Монетки в дырку я кладу,
Когда их станет много, жду

Воспитатель: Что это, ребята? (Ответы детей)
- Что мы храним в копилке? (Дети отвечают, что хранят в копилке)

- Для чего нужны деньги? (Рассуждают, чтобы покупать продукты, одежду, мебель …)
- А вы знаете, как появились деньги?

- Давным-давно денег совсем не было (не существовало). А люди жили в пещерах и сами добывали себе пищу. Они охотились, занимались рыболовством, собирали плоды растений. Им ничего не надо было покупать и магазинов тогда не было, деньги им были не нужны.

- Потом группы людей (племена), стали обмениваться своим товаром. (предметами быта, урожаем)
- Ребята, я предлагаю вам отгадать какой урожай выращивали люди, а ответы вписать в кроссворд.

- Для этого нужно отгадать загадки и выбрать нужную картинку к отгадке.
- Если вы правильно отгадаете загадки, то в выделенных клеточках вы сможете прочесть название того, что древние люди использовали в качестве денег. (Дети разгадывают кроссворд)

Интересное зерно –
Треугольное оно
Немного необычный

Цвет светло-коричневый.
Каша из него вкусна,
И полезная она. (гречка)

Из семян травы высокой

Хлеб пекут и варят каши
Чтоб посеять – землю пашут.
Называли – пашаница,
А теперь зовут… (пшеница)

Он – кормилец на Востоке,
С давних пор в полях растет
Злак зеленый и высокий

Белое зерно дает.
У него такой каприз:
Очень любит воду… (рис)

Он злак, он в поле колоситься,
Он не ячмень и не пшеница
Из злака хлеб ржаной хорош,
Когда созреет в поле… (рожь)

Воспитатель: Зерно выращивали в те далекие времена и выращивают в наше время, а раньше люди использовали его в качестве денег. Чем больше зерна, тем богаче человек.
- Индейцы использовали в качестве денег – какао-бобы.

- Это семена шоколадного дерева, из них делают какао порошок и шоколад. Их легко можно было носить с собой.
- Но самое большое распространение в южных странах в качестве денег получили раковины. В раковинах делали отверстие, потом нанизывали на шнурок (как бусы) и так носили с собой.

- Это было удобно и можно посчитать.
- Есть такая пословица: "Деньги любят счет". А в наше время где мы носим деньги?

Игра "Куда можно класть деньги?"

На столе расположены предметы: кошелек, банка, копилка, мешочек, сумочка. Ребенок берет игрушечные деньги и размещает туда, где по его мнению, можно хранить деньги.

Воспитатель: Ребята, вот мы и узнали, куда бы вы положили свои деньги на хранение.
- На Руси очень ценились еще "мягкие деньги" - пушнина (мех). Это шкурки животных, из которых можно было сшить теплые вещи, обувь.

- В далекие времена в качестве денег использовалась и соль, так как с ее помощью можно было делать запасы, она придавала вкус пище.
- В течении долгого времени люди искали лучшие способы для торговли товарами.

- А так как металл (золото и серебро) одинаково высоко ценился в разных странах. Его и стали использовать для торговли и обмена.

Есть пословица: "Денежка без ног, а весь мир обойдет".
- В какой бы стране ты не оказался, за золото и серебро можно было купить определенный товар. Предлагаю отправиться за покупками.

Физкультминутка

В магазине возле касс
Продавец встречает нас:
То пакетами шуршит,
То бумагой шелестит.

На весах живая стрелка,
И она быстра, как белка, -
Очень точные весы

Мы купили колбасы,
Сыру твердого, конфет,
Кошке рыбу на обед.

Воспитатель: Для того чтобы все это купить, нам нужны что, ребята? (Чтобы делать покупки)
- Правильно, ребята, нам нужны деньги. Вот на Руси и стали чеканить монеты из металла. Их можно было разрубить на несколько частей и получить монеты меньшего достоинства.

- От слова "рубить" и появилось современное название Рубль.
- Ребята, из чего сделан рубль? (Из металла)

- Назовите, какая это монета? (Демонстрация монет разного достоинства: 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб.)
- Одинаковые эти монеты?

- Чем они отличаются? (Монеты бывают разного достоинства, размера и цвета)
- Какой они формы? (Они круглые)

- Ребята, а какие бывают современные деньги? (Деньги бывают бумажные и металлические)
- А вы знаете где делают деньги?

- Деньги делают на предприятиях, монетных дворах, бумажных фабриках, типографиях. Чтобы создать деньги, на предприятиях трудятся люди разных профессий:

  • печатники – это работники типографии, в обязанности которых входит работа с оборудованием, предназначенным для изготовления бланков и других печатных изделий;
  • механики, которые следят за исправностью оборудования;
  • наладчики – это специалисты, которые занимаются подготовкой приборов, автоматических линий, комплексов и систем сложного оборудования к использованию, выявляют нарушения в работе устройств;
  • операторы – под управлением которых находятся сложные устройства с использованием цифровых технологий;
  • художники – это специалисты, обладающие художественным вкусом, умеющие подбирать цвета, смешивать краски;
  • дизайнеры – это люди, которые планируют внешний вид чего-то, подготавливают планы, чертежи, сметы, проекты. Профессии эти очень важные и нужные.

- Ребята, а что изображено на современных деньгах? (На деньгах изображены памятники, мосты, здания…)
- Правильно, это достопримечательности нашей страны, известные личности

- Бывают юбилейные деньги, которые выпускаются к каким-то важным событиям. (Рассматривание с детьми денег: бумажных купюр, юбилейных монет)
- Ребята, предлагаю вам сегодня поработать дизайнерами и художниками, вам надо придумать и нарисовать собственный дизайн бумажных купюр разного достоинства.

Рефлексия

- Ребята, у вас здорово получилось! Какие купюры вы нарисовали?
- Что на них изображено?

- Что на них можно купить?
- Предлагаю вам оформить коллекцию денег, созданную сегодня вашими руками и показать вашим родителям. (оформление коллекции)

Размер:
21.26 Kb
Скачали:
7
Добро пожаловать!

Благодарим за посещение нашего ресурса