Конспект занятия по обучению основам финансовой грамотности детей 6-7 лет "История денег"

Цель: содействие финансовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • воспитание уважительного отношения к деньгам;
  • закрепить знания детей о возникновении денег;
  • формировать умение работать в команде.

Оборудование: коробочка с монетами, ракушками, пластиковые банковские карты, деньги, деревянные палочки для выполнения рисунка на "золотых монетках", слитки золота и серебра изготовленные из пластилина, разрезанные пластиковые купюры разного номинала.

Ход занятия

Воспитатель: Я пришла сегодня не с пустыми руками. Принесла для вас отличный сюрприз. (коробочка)
- Послушайте звуки и отгадайте, что здесь? (трясу коробочку, дать детям потрясти)

Дети: (Слушают) Деньги, деньги!
Воспитатель: Уверены? А давайте я вам еще загадку загадаю о предметах в коробочке.

Я кладу их не в платок,
Я кладу их в кошелек.
В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем!

Дети: Деньги, деньги!
Воспитатель: Надо проверить. (Открываю)
- Что вы видите в коробке? (монеты, деньги и пластиковая карта)

- И, правда, здесь лежат и монеты: из какого материала они сделаны? (ответы детей)
- Карта, правильно, а она из какого материала сделана? и купюра, и даже ракушка!
- Ребята, а вы догадываетесь, почему все эти предметы лежат в одной коробочке!?

- А вы когда-нибудь сталкивались в жизни с деньгами?
- А где вы сталкивались? (дети отвечают)
- А хотелось бы узнать, как все эти предметы связанны между собой? (да)

- Сейчас мы с вами отравимся в прошлое и узнаем, историю появления денег. (заходят в "машину времени" берутся за руки)
- Мы оказались в древнем мире.

Древний мир

- У денег, как и у всего на свете есть своя история. Точно не известно, когда появились первые деньги.

- Было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги. Люди сами изготавливали необходимые для жизни вещи и добывали себе еду.
- Одни ловко охотились и добывали много мяса, другие умело ловили рыбу, третьи занимались земледелием и выращивали полезные овощи…
- И тогда древние люди поняли, что можно обмениваться своими товарами.

- Кто-то менял рыбу на перламутровые раковины, кто-то мясо на топоры, глиняные горшки меняли на слоновые кости, зерно на масло.
- Такой обмен назывался бартер.

Бартер – это обмен товара на товар

- Ребята, а хотели бы вы сегодня побыть древними людьми и попробовать обменять свои товары?!

Игра "Обмен - бартер"

Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть в игру. Как называются предметы, которыми обменивались люди? (товар)
- На столе находится товар 7 видов, каждый должен выбрать себе свой вид.
- Вы должны договориться между собой постараться так произвести обмен, чтобы никому не было обидно.

- Например, у меня много яблок, а мне нужно молоко. Я договариваюсь с Машей и если ей нужны яблоки мы меняемся.
- Посмотрите, что получилось. Не имея денег, мы получили нужные товары. Все получили желаемый результат
- Какие вы молодцы справились с задачей и обменяли один товар на другой. Состоялся обмен.

- Как называется обмен товара на товар? (бартер)
- Чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга. И люди пришли к выводу, что все-таки нужны деньги.
- Деньги должны быть постоянными. Они не должны портится, как мясо или рыба, быть легкими и не терять совей ценности.

- Одними из первых денег были ракушки. (ракушки были маленькими, крепкими и не портились)
- А так же люди придумали просверливать в них дырочку надевать на веревочку и носить, как бусы в виде украшения.
- А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему в коробочке оказалась ракушка? (это древняя денежка)

- Совершенно верно. Ракушки использовали, как средство обмена. Вы хорошо справились с первым задание и я выдаю вам вашу первую награду в виде денежной купюры!
- В обмене было неудобным то, что весь товар приходилось носить с собой. Это было тяжело, и товар занимал много места.
- Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь? (высказывают предположения)

- Выход нашли древние египтяне.
- Предлагаю продолжить путешествие в прошлое. (идут к машине времени)

Древний Египет

Воспитатель: Дети, мы оказались с вами в Древнем Египте.
- Прошло еще много времени. Люди научились добывать металл и придумали в качестве денег использовать слитки драгоценных металлов.
- Как думаете было ли это удобно? (Дать поразмышлять детям)

- Конечно это было не совсем удобно. Слитки металлов были очень тяжелые, громоздкие, от них отделяли кусочки и взвешивали на весах.
- Затем били по этим кусочкам большой кувалдой. Из за того, что это были кусочки, то монетки ровно круглыми не получались

- А были похожи на чашуйки рыбы. Так появились первые монеты.
- Потом на монеты стали наносить рисунок - чеканить их.

Практическая работа

Воспитатель: Ребята, а хотите как древние египтяни чеканить монеты прямо сейчас?
- Я вас научу. Эта техника очень интересная и простая и рисунок получится как на настоящей современной монете. Готовы?
- Но для начала разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика "Валюты"

Один, два, три, четыре, пять,
Будем монеты мы считать.
На первую монету купим мы конфеты,

На вторую купим мы продукты
Мясо рыбу и конечно фрукты.
Три одеться нужно нам красиво,

Четыре про развлечения не забыли,
А пятую монету оставим про запас,
В банке пойдут проценты у нас!

- Давайте приступим к работе!
- Отделяем кусочек от золотого и серебренного слитка и при помощи молоточка давим на драгоценный метал.
- Вот и мы с вами начеканили монетки.

- Посчитайте кто сколько начеканил монет?!
- Вы просто молодцы, ребята, отлично справились с этим заданием. Наш монетный двор готов!
- За выполненное задание, я снова даю каждому по российской купюре!

- Но время не стояло на месте и все-таки монеты оказались не очень удобными! Как думаете почему?
- Тогда выход нашли в Древнем Китае.

Древний Китай

Рассказ воспитателя

У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места. И поэтому люди обратили внимание на бумагу. Так впервые появились на свете бумажные деньги.

Появились они в Китае, 812 году н.э. Сначала они были очень большого размера, как лист бумаги. Причина появления бумажных денег в Китае довольно проста: на территории Китая не хватало полезных ископаемых золота, серебра, то из чего делали монеты, поэтому для изготовления денежных средств использовалась бумага, которая производилась из коры тутового дерева.

А расписывались бумажные деньги иероглифами - китайскими буквами. (показываю первые китайские деньги)

- Посмотрите, какие они большие! Размеров с альбомный лист! Как думаете удобно было ходить с такими деньгами?
- Думаю, все из вас видели бумажные деньги, используемые в нашей стране. Помните, как они выглядят? (да!)
- Тогда вы точно сможете собрать купюры, которые я приготовила для вас! (Дети собирают разрезанные купюры разного номинала и называют их)

- Отлично! С этим заданием вы справились с легкостью! Я снова готова вас наградить купюрой.
- Предлагаю вернуться в наш мир, современное время.

Современный мир

Дети проходят к зоне с надписью "Банк".
- Ребята, но бумажные деньги тоже оказались непрактичны. Они легко рвутся, со временем выцветают.

- Бумага пересыхает, они становятся ломкими или наоборот при попадании воды деньги расслаиваются.
- Поэтому н наше время все больше и больше людей используют электронные деньги или виртуальные.

Виртуальные деньги – это деньги, которые мы не можем увидеть и потрогать, такие деньги хранятся на пластиковых картах и счетах

- Почему же мы пришли именно в банк?!

- Человек может положить свои деньги на счет, который открывают именно в банке, а этот счет привязывают к пластиковой карте. Деньги становятся электронными и ему выдается карта банка, а он становится клиентом этого банка.

- Также вместе с пластиковой картой вам выдадут конверт. В нем вы найдете секретное число, состоящее из 4 цифр, называется оно пин-код.
- Скажите ребята, а хотели бы вы сделать свои деньги электронными и стать клиентами нашего банка? (да, хотели бы!)
- Тогда предлагаю вам превратить ваши деньги в электронные. Подходите! (воспитатель выдает всем пластиковые карты вместо денег)

- Поздравляю теперь вы стали обладателями пластиковых карт и считаетесь клиентами банка!
- Ваши деньги теперь лежат на счетах, которые прикреплены к вашим картам и вы с легкостью можете совершать покупки и другие денежные операции!

- Став клиентом нашего банка, вам необязательно приходить в банк для того чтобы снять или положить деньги на карту.
- Ваши электронные деньги в любой момент вы можете превратить в наличные (бумажные) купюры.
- Для этого вам необходимо подойти к банкомату (это аппарат, через который мы можем снять или положить наличные на свой счет) и произвести нужную операцию. Давайте попробуем!

Инструкция
В специальные прорези на банкоматах вставляется карта. Затем набирается секретное число из 4 цифр пин-код.
С помощью клавиатуры нужно набрать нужную сумму. Если все правильно, то банкомат ее выдаст!

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вам понравилась наше путешествие?
- Какие предметы выполняли роль денег раньше?
- Как появились металлические монеты и бумажные деньги?

- О чем сможете рассказать другим детям?
- Что вы делали в мастерских?

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!