Конспект занятия "Дифференциация звуков [Т] – [Т’] в предложении"

Цель занятия: учить детей дифференциации звуков Т-Ть в предложении.

Задачи:

  • развитие слухового внимания дошкольников;
  • совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли Тим и Том. Они мечтают стать настоящими волшебниками, и уже научились немного колдовать.
- В школе волшебников Тому и Тиму дали задание – найти поляну с первыми весенними цветами. Но они совсем не знают с чего начать.
- Давайте поможем им!

- Том и Тим могут наколдовать карту для путешествия. Для этого им нужны звуковые цветы. Но они плохо учились и не знают, что за звуки им нужны?
- У них есть подсказка. (Показываю листочек с буквой Т)
- Что это? (Это буква Т)

- Давайте расскажем Тому и Тиму, чем буква отличается от звуков? (Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и говорим)
- Какие звуки обозначает буква Т? (Т и Ть)
- Сегодня мы с вами будем слушать звуки Т и Ть.

Акустико-артикуляционные признаки звуков Т и Ть

- Давайте соберем для Тома и Тима звуковые цветочки Т и Ть. И расскажем о них.

Звук Т
Согласный, потому что воздух на своем пути встречает преграду – язык и зубы, твердый, потому что губы не напряжены, не улыбаются, глухой, потому что нет голоса.

Звук Ть
Согласный, потому что воздух на своем пути встречает преграду – язык и зубы, мягкий, глухой. (На доске появляется карта)

Наличие звуков Т-Ть в словах

- Посмотрите, Тим и Том стоят на остановке. Но это волшебная страна. Нам нужно отгадать, какой вид транспорта приходит на эту остановку.
- У нас есть разные виды транспорта. Нам нужно найти лишний. А помогут нам в этом мягкая подушечка феи и твердая доска от стула полицейского.

Автобус, троллейбус, трамвай, самокат, катер.

Образование приставочных глаголов

Том и Тим садятся на катер.
- Ребята этот катер может плыть, только пока мы читаем заклинание. А заклинание – это слова-родственники к слову плыл.
Катер на другой берег переплыл, камень вокруг обплыл, далеко уплыл, и на место приплыл.

- Какую часть мы добавили к слову плыл? Куда добавили? (Ответы детей)
- Молодцы ребята. Давайте напомним Тиму и Тому, что за общее слово спряталось во всех наших словах родственниках? (Плыл)

Деление на слоги

- Том и Тим движутся дальше по карте, но на их пути встречается Лесовичок.
- Посмотрите, Лесовичок не пускает мальчиков пройти дальше. Он спрашивает, какие цветы они хотят найти в его лесу.

- Давайте соберем в корзину только те цветы, которые подходят Тиму и Тому. Для этого у нас есть подсказка – на корзинках нарисованы слоговые дорожки.
- Нам нужно отобрать только те цветы, для которых есть подходящие корзинки. (Прострел, хохлатка, ветреница, тюльпан, ромашка)

Словообразовательный анализ сложного слова

- Цветы, которые мы отобрали можно назвать одним словом – первоцветы. Какие два слова спрятались в слове "первоцветы"?
- Как вы думаете, почему эти цветы называют первоцветы?

Составление схемы предложения

- Лесовичок пропустил мальчиков. Но посмотрите, цветы еще не распустились. Чтобы это случилось нам нужно составить предложение.
- У меня есть подсказка – слова, которые нам помогут (картинки): первоцветы, лес, проталины.

Первоцветы распустились в лесу на проталинах. (Составляем схему, поясняем значение маленьких слов)

Фонематический анализ предложения

- Теперь нам нужно отыскать все звуки Т и Ть в этом предложении.
- Находим все звуки: На проталинах появляются цветы и фея цветов.

Фонематический анализ слова

- Фея цветов передала Тиму и Тому послание: Вы молодцы, выполнили все задания и нашли мою поляну с цветами.
- Только помните, что первоцветы нельзя срывать, ведь это цветы, которые появляются первыми после зимы, иногда даже из-под снега.

- Срок цветения их короток, за это время им нужно прорасти, распуститься, собрать питательные вещества на будущее, и посеять семена.
- Если сорвать первоцвет, то новые цветы не вырастут.
- Но я могу вам дать с собой частичку красоты первоцветов. Но для этого вы должны назвать мне звуки своих имен.

- Ребята, давайте еще раз поможем Тиму и Тому. Составляем схему звуков слова Том. (Cоставляем, рассказываем про каждый звук)
- А теперь скажите, какой квадратик нам нужно поменять, чтобы получилась схема слова Тим?

Подведение итогов занятия

- Сегодня мы слушали звуки Т и Ть. Мы помогли Тому отыскать в лесу первоцветы.
- За это Фея цветов дарит вам фотографии (наклейки) с первоцветами.

Размер:
26.45 Kb
Скачали:
2
Добро пожаловать!

Благодарим за посещение нашего ресурса