Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
Оборудование: презентация слайд-шоу о природе, картинки "Защитники Отечества", игрушки "танк, автомат, самолет, вертолет, собака", индивидуальные картинки с изображением боевой техники, карточка с загадками, геометрические фигуры из липкой ленты.
Демонстрация слайд-шоу: леса, горы, города, кремль.
Логопед: Ребята! Все, что мы с вами видим на этих картинках, - это наша Родина, наша Россия. (место, где мы родились и живем)
- Кто защищает нас и Родину? (солдаты)
- Солдаты - защитники Отечества.
- Сегодня на занятии мы будем говорить о Защитниках Отечества.
Беседа
- В армии существует три рода войск:
- Как называется боевая машина у летчика? (самолет)
- Сейчас я предлагаю вам поиграть в летчиков. Для этого нам нужно смастерить самолет.
Упражнение "Собери самолет"
(элементы оригами)
- Сложите лист бумаги пополам, так, чтобы получился
- Теперь сложите этот треугольник еще пополам.
- Отогните одну половику треугольника, а потом вторую, получились крылья самолета, а теперь посмотрите вот и самолет готов!
Дидактическая игра "Самолет"
(Пропевание гласного звука "У")
Логопед: Сейчас каждый из вас превратится в летчика и на своем самолете долетит до пограничника, при этом произнося звук У низким голосом. (Каждый ребенок с места встает с самолетом и "долетает" до пограничника произнося звук У (картинка пограничника)
На ветвях заснули птицы,
Звезды в небе не горят,
Притаился у границы
Пограничников отряд.
Этюд на выражение основных эмоций "Собака принюхивается"
- Кто помогает пограничнику охранять границы? (собака, показ картинки)
- Ребята, покажем, как собака бежит по дороге и ко всему принюхивается. (выполняются резкие вдохи носом)
Самомассаж ушей "На границе"
Проговорим чистоговорку вместе с пограничником, а чтобы нам лучше слышать, выполним массаж для ушей.
Жу-жу-жу - я границу сторожу.
Ши-ши-ши - не шумите камыши. (Провести пальцами по краям ушных раковин)
Ши-ши-ши - спите сладко, малыши. (Оттянуть уши вверх, вниз)
Физминутка
Логопед: Сейчас я предлагаю вам выполнить зарядку для солдат.
Встанем смирно, без движенья,
Начинаем упражненья:
Руки вверх подняли - раз!
Выше носа, выше глаз.
Упражнение второе -
Положенье рук иное.
Будем делать повороты,
Выполнять с большой охотой.
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
Дидактическая игра "Волшебная карта"
- Сейчас я загадаю вам загадки. Эти загадки необычные. Отгадать их вам помогут эти карточки. (Раздаются карточки индивидуально каждому ребенку)
- Послушайте первую загадку.
Крыльев нет, но эта птица полетит и приземлится. (Ракета)
- Найдите на карточках отгадку.
- Послушайте вторую загадку: Летит птица небылица. (Самолет)
- Найдите на карточках самолет.
- Послушайте третью загадку: Ползет черепаха - стальная рубаха.
- Ребята, что это? (Танк)
Дидактическая игра "Кому это нужно?"
- Ребята, посмотрите на боевые машины, расскажите, кому они нужны. (Дети смотрят на игрушки: танк, автомат, самолет, вертолет)
- Самолет нужен кому? (Летчику)
- Вертолет нужен кому? (Вертолетчику)
- Танк нужен кому? (Танкисту)
- Автомат нужен кому? (Пограничнику)
Дидактическая игра "Собери боевую машину"
Из липкой ленты на ковролине, из разных геометрических фигур.
Логопед: О ком мы сегодня говорили на занятии? (Мы говорили о Защитниках Отечества)
- Ребята, вы сегодня на занятии были похожи на настоящих солдат!
- Были трудолюбивыми, сильными, смелыми и преодолели все трудности на пути!