Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме "Транспорт".
Задачи:
Дети стоят в кругу.
Логопед: Доброе утро ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними! (Дети: Здравствуйте!)
- Ребята, сейчас поиграем с вами в игру "Чуткий слух".
- Я буду включать звуки, а вам нужно догадаться что же их издает. Готовы? (Да!)
Логопед включает звуки различных видов транспорта, а дети угадывают. Каждый угаданный вид транспорта выставляется на магнитную доску.
Ребенок 1: Это звук машины.
Ребенок 2: Это звук велосипеда.
Ребенок 3: Это звук самолета.
Ребенок 4: Это звук корабля.
Ребенок 5: Это звук поезда.
Ребенок 6: Это звук пожарной машины.
Логопед выставляет на магнитную доску остальной транспорт и просит детей обобщить.
- Ребята, а как же мы обобщим, выставленное на доске. Кто знает ответ, поднимает руку. (Это транспорт)
- Верно. О чем мы будем говорить на занятии? (О транспорте)
- Приглашаю вас отправиться в интересный мир транспорта. Присаживайтесь, займите свои места на стульчиках. Поехали!
Логопед: Какие виды транспорта по типу передвижения вы знаете? (Воздушный, наземный, водный, подземный)
- Почему транспорт называется воздушным? (Потому что летает в воздухе, в небе)
- Почему транспорт называется водным? (Потому что он перемещается по воде)
- Почему транспорт называется наземным? (Потому что он едет по земле)
- Почему транспорт называют подземным? (Потому что он перемещается под землей)
- Ребята, а еще есть специальный транспорт. Какой специальный транспорт вы знаете? (Скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина, аварийная служба, мусоровоз и т.д.)
Логопед выставляет на доске четыре картины: изображение моря, неба, дороги. Предлагает каждому ребенку выбрать для своего транспорта (картинки) дорогу и объяснить свой выбор.
Дети: Моя машина поедет по дороге, потому, что это наземный вид транспорта.
- Мой корабль поплывет по морю, потому что это водный вид транспорта.
Дети проходят за столы.
Логопед: Ребята, теперь давайте вместе определим материал, из которого сделана наша техника.
- Кузов из железа (какой) - ... (железный)
- Дверца из металла – ... (металлическая)
- Колесо из резины - ... (резиновое)
- Руль из пластмассы – ... (пластмассовый)
- Фары из стекла – ... (стеклянные)
Логопед: Посмотрите все на доску я приготовила для вас схему по которой мы будем считать транспорт.
- Но для начала сделаем гимнастику для глаз.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
- Опираясь на схему, изменим слово. Следите за окончаниями слова.
- Например, одна лодка, нет лодки, две лодки, пять лодок, маленькая лодочка.
Едем, едем на машине, (имитация движения рулем)
Нажимаем на педаль, (имитация нажимания ногой на педаль)
Скорости переключаем, ("рычаг" поворачивают рукой к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль. (приставляют ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли, (руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают)
Вправо, влево - чистота! (наклоняют руки вправо, влево)
Волосы ерошит ветер. (над головой шевелят пальцами)
Мы – шоферы хоть куда! (разводят руки в стороны)
Логопед: Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? (Мы сегодня говорили о транспорте)
- Какие виды транспорта вы знаете? (Воздушный, водный, подземный, наземный)
- Если на занятии вам было интересно и со всеми заданиями вы справились подойдите к желтому смайлику, а если возникли трудности с каким-то заданием было сложно справиться, подойдите к красному смайлику. (Дети выполняют задание)
- Занятие закончено.