Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "В гостях у лесных животных"

Цель: обобщение знаний детей об изменениях в жизни диких животных весной.

Задачи:

  • закрепление знаний детей в названиях диких животных и их детенышей;
  • обобщение знаний и представлений детей о сезонных изменениях в жизни диких животных;
  • воспитывать интерес к жизни диких зверей.

Оборудование: фигурки животных, карточки со следами животных, дидактические игры, солнышки и тучки из картона.

Предварительная работа с детьми: беседы с детьми о признаках весны, поведении и жизни диких животных весной.

Ход занятия

Организационный момент

Солнце стало припекать,
Нашу Землю согревать.
Распустились почки,
Первые цветочки.

Весело бегут ручьи,
Прилетели вновь грачи.
Значит к нам пришла она –
Долгожданная … (весна)

Упражнение на релаксацию

- Ребята, а сейчас закройте глазки, поднимите головки к солнышку, подставьте солнышку свои ладошки.
- Наше солнышко взошло. Стало здесь нам всем тепло. Солнышко греет нам щечки, носик, подбородок, ладошки. Вы чувствуете? Подышите солнышком.

Постановка цели

- Ой, ребята, вы слышите звуки? Кажется, мы оказались в весеннем лесу.
- Давайте прогуляемся по лесу, но сначала повторим правила поведения в лесу. (Показываю картинки с правилами поведения в лесу)
- Давайте поздороваемся с лесом.

Физминутка

Здравствуй, лес, прекрасный лес (широко развести руки в стороны
Полный сказок и чудес! (повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты о чем шумишь листвою (руки подняты вверх)

Ночью темной, грозовою. (выполнять покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?

Какая птица? (дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи. (широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь – мы свои! (поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)

Совместная деятельность

- Теперь мы можем отправляться в путешествие. (Идем по группе и находим следы зайца)
- Как вы думаете, чьи это следы? (Ответы детей)

Пугливый, трусливый,
Но славный и милый,
Он в серенькой шубе,
Морковку он любит,
А чтоб лучше слушать,
Есть длинные ушки.

- Правильно - заяц. Что происходит с зайцем весной?
- Да, заяц меняет цвет своей шерстки в зависимости от времени года. Зимой он покрыт белой шерстью, а в другие времена года серо-коричневатый.
- Весной у зайчихи появляется потомство. Зайчата рождаются зрячими, в теплых шубках.

- Мама-зайчиха покормит их и убегает от них. А зайчата разбегаются и прячутся под кустами.
- Лежат там тихонечко, не пищат. А то вдруг ястреб заметит или лиса на след нападет.

- Вот бежит другая зайчиха. Увидела зайчат, накормила их и дальше побежала. Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими считают.
- Давайте поиграем с зайчиком.

Пальчиковая гимнастика

Зайчики по лесу шли,
Зайца нового нашли. (сжимают-разжимают кулачки)
Ни один не поленился,

Зайцу в пояс поклонился:
"Здравствуй!" (поочередно соединяют пары пальцев обеих рук)
"Здравствуй, милый друг ушастый!"

Заяц новый им кивал, (хлопают в ладоши)
В обе щеки целовал:
Чмок! Чмок! Чмок! Чмок!

"С вами я дружить бы мог!"
И теперь в лесу гулять (сжимают-разжимают кулачки)
Будет зайцев целых пять!

- Ребята, идем дальше. Посмотрите, чьи-то следы?

Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, кур в деревне крадет. (лиса)

- Давайте вспомним, чем занимается лиса весной?
- Весной лиса линяет и ее шерсть становится более яркой, пушистой. В апреле в лисьей семье рождает от 4 до 10 малышей.
- Норы лиса самостоятельно не копает, но убежище ей нужно, чтобы спрятать там свое потомство.

- Лиса может выгнать из своей норы барсука или другое животное. Лиса весной не отходит от потомства, пропитанием в это время занимается – самец.
- Идем дальше по лесу и находим еще следы. Интересно? Чьи они?

Он хвостастый и зубастый,
На луну он воет часто,
Все в лесу его боятся,
А в особенности, зайцы. (волк)

- Правильно - это следы волка.
- Чем волк занимается весной?

- И у волчицы в логове появляются 2-3 волчонка. Как и все звери - она вскармливает их молоком.
- Когда молодые звери подрастают, родители учат их охотиться и скрываться от врагов.

Подходим к столу, где расставлены фигурки лесных животных.
- Ребята, в лесу живет много животных. Я буду загадывать загадку, а вы будете показывать животное. Про кого я загадала?

Пышный хвост торчит с верхушки
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Кто же это? (белка)

- Главная гордость белочки – ее великолепный пушистый хвост. Когда белка сидит, то хвост прикрывает ей низ спины. Распушив хвост, словно раскрыв парашют, белка легко и свободно перелетает с ветки на ветку, с дерева на дерево и управляет хвостом, словно рулем.

- Белочка бережет свой хвостик, постоянно чистит, в сырую погоду старается укрыться в гнезде, чтобы не замочить его. Весной в беличьем домике появляются маленькие бельчата.
- Бельчиха – мама старательно ухаживает за ними, кормит, воспитывает, учит уму-разуму.

Под соснами, под елками
Лежит клубок с иголками. (ёж)

- Жилище ежа - гнездо или укрытие, сооруженное из листьев и веток у корней какого-либо дерева. Далеко от своего пристанища ёж не отходит.
- В дневное время суток в своем укрытии он находится постоянно. А ночью бродит по лесу, добывая себе пропитание.

- Набрав вес за лето, досыта отъевшись, всю зиму ёж спит в своем гнезде. Активную деятельность он начинает лишь при температуре воздуха свыше пятнадцати градусов.
- Хотите поиграть с ёжиком?
- Покажите, как ёжик ищет еду, морщит носик, фыркает. (Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук "ф-ф-ф")

- Покажите, как ежик сердится, пыхтит. (Дети хмурят брови и произносят звукосочетания "пых-пых-пых")
- Ёжик надувает и сдувает щеки. (Дети надувают щеки, а затем делают выдох с призвуком "пу-у-ух")
- Когда ёжик устанет. (Выдох горлышком с призвуком "ха-а-а")

- Язычок высовывает. (Широкий язычок кладут на нижнюю губу и держат 5 секунд в таком положении)
- Ёжик вдруг начал зевать. (Имитируют зевание)

- Следующее животное.

Хозяин лесной, просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)

Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (лось)

Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу. (кабан)

- Молодцы! А теперь давайте присядем отдохнем и поиграем в игру.

Игра "Правда-неправда"

Воспитатель произносит предложения, а дети, если согласны с ним, то произносят: да-да-да. Если не согласны, то говорят: нет-нет-нет.

  • Весной животные линяют. (да)
  • Белка и заяц не меняют свою шубку. (нет)
  • Весной дикие животные выводят потомство. (да)
  • Зайчата рождаются голыми и слепыми. (нет)
  • Дикие животные не учат своих детенышей добывать еду. (нет)

- Молодцы, все ответили правильно!
- Весной у многих животных рождаются детеныши. Я буду показывать вам картинку взрослого животного, а вы называете мне детенышей: один-много.

Итог занятия

- Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу.
- Кого встречали в лесу?

- Как их назвать одним словом?
- Что происходит с шерстью всех животных весной?

Рефлексия

- Вам понравилось занятие?
- Посмотрите, на столе находятся солнышки и тучки. Если прогулка понравилась - возьмите и положите на стол солнышко, а если наоборот - то положите тучку.
- А теперь давайте тихо уйдем из леса, чтобы не потревожить животных.

Размер:
21.45 Kb
Скачали:
7