Программное содержание:
Оборудование и материалы: слайды "звездное небо", картины русских художников, карточки для игры.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о жизни Сергия Радонежского Преподобного, рассматривание репродукции иконы Сергия Радонежского, беседа о его жизни.
Воспитатель входит с детьми в храм. Рассматривают слайды с изображением звезд.
Воспитатель: Ребята, вы любите смотреть на звезды?
- Когда смотришь на небо, видишь много звезд, они как на ладони.
- Можно различить яркие и крупные звезды, поменьше и совсем крошечные.
- Сколько вообще звезд на небе? Так много, что и сосчитать невозможно.
- Сколько на небе звезд, столько и святых у Бога. Как звезды украшают небо, так и святые украшают своими добродетелями нашу Церковь.
- Ребята, я прочту отрывок из стихотворения, а вы мне расскажите о каком святом говорится в нем?
В семье благородных Ростовских бояр
Младенец родился, то Бога был дар.
Сынок у Марии с Кириллом родился
И, будто бы ангел на свет появился.
Вскоре, как принято у нас на Руси,
В храм на крещенье дитя понесли.
Священник мальца Варфоломеем нарек,
Чтоб этот Святой опекать его мог. (Ответы детей)
Воспитатель: Да, действительно это Сергий Радонежский.
- Вспомните ребята, а какой был Сергий Радонежский?
- Правильно ответить вам помогут загадки.
У кого она в достатке,
С тем дружить легко и гладко.
Для души приобрету
Я у Бога ... (доброту)
Сердце милует слепых
С лабых, нищих и больных
И здоровых пожилых:
Всякий ведь душой болеет!
Кто в старании усердный
Тот зовется ... (милосердным)
Господу – служение
Людям - ... (уважение)
Дела первостепенное,
Движение, не лежание
В работе ... (прилежание)
О степени смирения
Поведает ... (терпение)
Три дочери, три дочери и мать
Их имена, конечно, надо знать:
Премудрость Божия для нас их родила
И имена им добродетелей дала.
Ответь скорей, какие имена
Душа в себе самой взрастить должна? (Вера, Надежда, Любовь)
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу пригласить вас в выставочный зал на выставку, которая называется "Житие Сергия Радонежского по картинам художников".
- Благодаря труду художников, мы с вами вспомним о важных событиях жизни Преподобного Сергия Радонежского.
Дети последовательно рассказывают о детстве и отрочестве Сергия Радонежского по картинам художников: Михаила Нестерова "Видение отроку Варфоломею", Сергея Ерошкина "Преподобный Сергий в семье", "Преподобный Сергий - уеденная молитва", "Преподобный Сергий - весна".
Далее дети рассказывают о трудах Сергия Радонежского по картинам художников: Сергия Ерошкина "Преподобный Сергий по воду", "Преподобный Сергий труды в пекарне", "Преподобный Сергий за хворостом", Михаила Нестерова "Труды Преподобного Сергия Радонежского".
Затем дети рассказывают по картинам художников: Василия Нестеренко "Игумен земли русской", Алексея Кившенко "Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского", Сергея Ефошкина "Троице-Сергиева Лавра".
Воспитатель: Спасибо, ребята! Рассматривая картины, много интересного мы узнали о жизни нашей Родины, о важных событиях, о храбром, добром, честном Сергии Радонежском.
- Кто нарисовал эти картины? (художники)
- А какие художники рисовали эти картины и как они называются, мы сейчас узнаем. Я предлагаю поиграть...
Игра "Угадай картину"
Воспитатель раздает карточки с названием картин, именами художников. Дети выбирают нужную карточку, называют художника и название картины.
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием!
- Вот видите сколько много художников рисовали Сергия Радонежского!
- А как художники в своих картинах изображали Сергия Радонежского? (с любовью, почитанием…)
- Верно, дети. Также с любовью, почитанием построил Сергий Радонежский Троице-Сергиеву Лавру.
- Я предлагаю пройти в мастерскую и изготовить макет Троице-Сергиевой Лавры. (Дети из заранее сделанных деталей создают макет Троице-Сергиевой Лавры по схеме)
- Ребята, макет и выставка картин останется у нас в храме, чтобы остальные ребята смогли ее рассмотреть.