Цель: расширять знания о способах обследования семян (лук, чеснок, укроп, кабачок) с помощью сенсорной схемы Воробьевой В.К.
Задачи:
Новые слова: теплица, овощевод.
Оборудование: магнитные доски, сенсорная схема Воробьевой В.К., схема-модель посадки семян, ящики с землей, четыре коробочки с семенами, лейки, лопаточки, фартуки, влажные салфетки, контейнеры для использованных салфеток.
Игра малой подвижности "Огородный хоровод"
(Дети выполняют движения по ходу текста)
Во саду ли, в огороде весело гуляли,
Во саду ли, в огороде грядки мы копали,
В грядки семена сажали, в ямку опускали,
А потом водою теплой грядку поливали.
Ты расти наш огород, чтоб не знали мы хлопот!
Поздороваться с гостями.
Воспитатель (сидит на стуле, дети стоят вокруг): Ребята, а какое сейчас время года? (Зима)
- Какой месяц? (Январь)
- А какой месяц был перед январем? (Декабрь)
- А после января? (Февраль)
- А какое число? (22 января среда)
- Правильно, это значит, что уже прошла половина зимы: "Весна на пороге – сажай огороды!"
- Вспомните, а у нас был в прошлом году огород на окне? (Да, был)
- Сегодня мы с подготовим наш огород и будем наблюдать, как в дальнейшем будут расти наши семена, чтобы потом, получать свежую зелень на обед. Я подготовила для посадки уже знакомые вам семена и новые необычные.
- А какие вы сейчас сами отгадаете. Проходите к столу, присаживайтесь. (На столе лежат четыре коробочки с семенами внутри)
- Здесь спрятаны семена, а какие они вам помогут узнать наши помощники. (Воспитатель размещает на магнитной доске схематическое изображение сенсорной схемы Воробьевой В.К. – ухо, нос, рука. глаз)
- У каждого человека есть помощники. (Показывает указкой. Спросить детей для чего им уши, нос, глаза и руки)
- Правильно, они помогают нам увидеть и понять, что за предметы нас окружают.
- Послушайте, как звучат семена в этой коробочке. (Дать детям поочередно пошуметь коробочками с семенами. Подвести к выводу, что большие семена (лук и чеснок) звучат глухо, поменьше (кабачок) – звонко, а семена укропа (самые маленькие) – шуршат тихо – тихо)
- Теперь, давайте понюхаем семена. Ребята, чтобы было честно, давайте закройте глаза.
Поочередно дать детям понюхать коробочку с луком (внутри одна луковица, разрезанная для запаха), коробочку с чесноком (внутри одна свежая долька), коробочку с семенами укропа (укроп почти не пахнет) Акцентировать внимание детей на запахе лука и чеснока, по запаху дети наверняка отгадают, что это за семена.
- Давайте потрогаем наши семена руками. Ребята, чтобы было честно, опять закройте глаза. (Поочередно дать обследовать семена руками. Лук и чеснок дети отгадают на ощупь, а вот кабачок и семена укропа для них не знакомы)
- Посмотрим на наши семена. Вы правильно отгадали лук и чеснок.
- Это семена кабачка. (Повесить на доску цветное изображение кабачка)
- Вам знаком кабачок? (Ответы детей)
- А знаете откуда к нам попал кабачок?
- Кабачок родом из Мексики. В Европу кабачок попал в XVI веке, где его сначала выращивали как "диковинное" растение и только спустя много времени стали употреблять в пищу.
- Сейчас кабачки растут у нас на каждом огороде и из него можно приготовить полезные блюда.
- Какие? А вы кушали эти блюда?
- Из кабачков можно сварить даже варенье. А еще кабачки бывают разного цвета – зеленого, желтого, белого и даже черного цвета – это все разные сорта кабачка.
- А это, что? Это семена укропа, они самые маленькие, но, когда мы их посеем и они прорастут, у нас будет много полезной зелени.
- Зеленые растения дают организму витамины.
- Ребята, семена все разные по размеру. Лук какой? Самый большой!
- Чеснок немного меньше лука, семена кабачка небольшие по размеру, а семена укропа самые маленькие. Давайте перейдем в нашу рабочую зону, к столам с землей, у меня для вас есть подсказка, как нужно сажать разные по размеру семена. (Воспитатель выставляет на доску схему – модель посадки семян)
- Сначала нужно подготовить землю, а как? (Порыхлить. Дети самостоятельно рыхлят землю)
Воспитатель: а сейчас я вас приглашаю посеять и посадить наша семена. Наденьте фартуки перед работой, а после работы необходимо вытереть руки влажными салфетками.
- Я предлагаю вам выбрать стол, за которым вы будете работать. (Пока дети надевают фартуки воспитатель дает им информацию про овощевода и теплицу)
- Мы сейчас станем овощеводами. Кто-нибудь знает, что это за профессия? Чем занимается овощевод?
- Овощевод – это профессия. Овощеводы, выращивают овощи и зелень в специальных помещениях, круглый год, даже зимой, в теплицах.
- А что такое теплица?
- Теплица – это помещение или укрытие для раннего выращивания разных овощей. Существуют большие теплицы, как заводы, в которых работают овощеводы.
- Овощи из теплиц привозят в магазины, чтобы даже зимой можно было их купить и приготовить вкусные салаты. (Закрепить новые слова: индивидуально)
Дети переходят к столам с землей, работают самостоятельно, педагог дает по необходимости словесные указания.
Воспитатель: Чтобы знать, что вы посеяли и наблюдать за ростом, мы поставим таблички.
Перейти обратно к столу со схемой и повторить, что дети сегодня узнали нового.
- Вам было интересно? (Дети отвечают на вопросы педагога)
- Чем вы сегодня занимались?
- Кто какие семена посадил?
- А было трудно?
- Ребята у нас все получилось, сейчас мы проводим гостей и оборудуем наш огород на окошке, будем ждать урожая. Всем спасибо!