Цель логопедического занятия: совершенствование знаний детей средней группы с тяжелыми нарушениями речии представлений о диких животных живущих в лесах России.
Задачи:
Оборудование: коробка с фигуркой медведя, пластиковые фигурки и плоскостные изображения диких животных нашего леса, платочки, наглядно-дидактический материал с изображением диких животных и их детенышей, плакат с дикими животными России.
Предварительная работа: рассматривание с воспитателями иллюстраций с изображением диких животных наших лесов, беседа о них.
Игра "Отгадай, что спряталось"
Логопед встречает детей в дверях кабинета, приветствует их, приглашает занять свои места и предлагает отгадать, что спрятано в коробке.
- Ребята, у меня в руках коробка, вам нужно отгадать, что в ней спрятано.
- Вы можете задавать мне вопросы, на которые я смогу ответить только "да" или "нет".
- Например: Это живое? Не живое? Большое? Маленькое? и т.п.
Логопед: В коробке был спрятан игрушечный медведь, как вы думаете, о ком мы будем говорить на занятии? (О животных)
- Ребята, мы с вами сегодня будем изучать диких животных лесов России. А какие животные живут в наших лесах? (Дети отвечают, логопед размещает плакат с животными на доску)
Логопед предлагает детям занять свои места и раздает им плоскостные изображения животных.
- Ребята, перед вами картинки с изображениями диких животных, посмотрите внимательно, и назовите первый звук в названии каждого животного.
- Разделите слово на слоги. (Дети по очереди называют своих животных, выделяют первый звук в названии и делят на слоги названия животных)
Логопед предлагает детям представить, что у них в руках увеличительное (уменьшительное) стекло, через которое они будут рассматривать плоскостные изображения животных.
- Представьте, что у вас в правой руке увеличительное стекло, и мы рассматриваем части животных: лапа лапища, шея шеища, …
Каждый ребенок рассматривает изображение своего животного и называет его части.
Дети: У моего волка не шея, а шеища. А у моего зайца не лапа, а лапища. и т.д.
Логопед: Представьте, что у вас в левой руке уменьшительное стекло, и мы продолжаем рассматривать части животных: шея шейка, …
Логопед предлагает детям закрыть глаза и убирает картинки с изображением животных.
Дети отвечают полными предложениями кого не стало: У меня не стало медведя. У меня не стало волка.
Дети рассредоточились по кабинету, чтобы сыграть в знакомую игру.
Логопед: Ребята, давайте немного поиграем, когда я произнесу звук [а] вы поднимите руки вверх, звук [о] вы опустите руки вниз, звук [у] руки вытяните вперед, звук [и] разведете руки в стороны. (Дети выполняют движения руками и произносят заданные звуки)
- А теперь, ребята, мы усложним задание. Я буду произносить комбинации звуков, а вы показывать [а-у-и-о], [о-и-у-а], [а-у-и-а],[а-у-о-и] и т.д. (После игры дети возвращаются на свои места)
Логопед раздает карточки с изображением диких животных и их детенышей, и предлагает детям назвать взрослых животных и их детенышей.
Мама – медведица, папа – медведь, малыш – медвежонок, малыши – медвежата. (Каждый ребенок по очереди рассказывает о своей семье животных)
Логопед показывает действия зайца по отношению к кусту (заяц перепрыгнул через куст, спрятался за куст и т.д.) дети проговаривают.
Логопед раздает детям игрушечных животных, платочки и предлагает детям составить предложения с предлогами, описав, что делают животные.
- Посмотрите внимательно и скажите, где находится ваше животное и что оно делает.
Дети отвечают полным предложением: Мой заяц спрятался под платочком. Мой волк выглядывает из-под платочка.
У меня роскошный хвост,
А характер мой не прост -
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. (лиса)
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щелк да щелк,
Очень страшный серый ... (волк)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Ест малину, любит мед,
Ну-ка, кто же назовет? (меведь)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (заяц)
Логопед подводит итог занятия, интересуется, что им понравилось и оценивает работу детей.