Конспект интегрированной занятия с элементами STEM-технологии "Путешествие муравья"

Цель: закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о муравьях, их жизнедеятельности.

Задачи:

  • развивать умение ориентироваться по схеме и в пространстве, знание основных цветов и названий деталей конструктора;
  • закреплять знания о правилах безопасного поведения на воде.

Оборудование: магнитная доска, магниты, изображение муравейника, муравья, водомерки; таз с водой, клеенка, березовый лист и веточка; план движения по маршруту (обратный алгоритм); изображение лабиринта, цветные карандаши; схема для строительства лодки, конструктор, клей, листы бумаги, ножницы, трубочки для коктейля.

Предварительная работа: просмотр мультфильма "Путешествие муравья", беседа о насекомых, видах леса (лиственный, хвойный, смешанный), о дружбе и взаимопомощи, игры с конструктором, изучение алгоритмов движения по схеме.

Ход занятия

Организационный момент

Дети с воспитателем расположены сидя по кругу.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Да!)
- Сегодня я расскажу вам сказку, в которой, и мы с вами примем участие. Согласны? (Да)

- Тогда слушайте: "В лиственном лесу, около красивой березы, жили муравьи в своем муравейнике. Однажды ветерок принес им листочек – письмо, в котором муравьи из хвойного леса просили передать несколько веточек березы для украшения их муравейника.

- Конечно, надо помочь друзьям, - решили муравьи. Но как передать веточки березы, ведь муравейники так далеко друг от друга?
- Может попросить Ветерок? Он же принес нам письмо, пусть и веточки передаст. Но Ветерок отказался, сказал, что у него не получится".
- Как вы думаете, ребята, почему? (Предположения детей)

Основная часть

Воспитатель: Давайте проведем эксперимент. Подуем на листочек и на веточку "слабым" ветерком. (Выполняем)
- А теперь "сильным". Что получилось? (Листик начинает двигаться, а веточка не сдвигается)
- Почему же Ветерок решил, что у него не получится? (Веточка тяжелая)

"Тогда муравьи решили, что завтра утром один из них отправится в дорогу. Но вернуться ему нужно до захода солнца".
- Почему? (Ночью темно и холодно)

"Я предлагаю, - сказал старший муравей, - отправить отважного муравья Бориса в путь, но для начала надо познакомиться с дорогой и проложить маршрут, по которому нужно идти. Все согласились".

- Ребята, давайте и мы выберем ту дорогу, которая ведет к муравейнику друзей, в хвойном лесу.

Игра "Лабиринт"

Дети берут карточки с изображением лабиринта, с помощью цветных карандашей рисуют маршрут от лиственного до хвойного леса.
"Рано утром муравей Борис отправился в путь. Дорога привела его к ручью. Он увидел водомерку, которая легко скользила по водной глади.
- Сейчас и я так же перебегу, - решил он и опустил лапки в ручей. Лапки сразу пошли под воду.
- Нет, так я утону!"

Воспитатель: А, почему водомерка не тонет? (Ответы детей)
- Давайте проведем опыт и узнаем.

Опыт с водой "Тонет - не тонет"

Педагог предлагает детям положить на воду лист бумаги и деревянный брусок. Дети делают вывод, что бумага легкая и покрывает большую часть воды, как водомерка, поэтому не тонет. А брусок тяжелый и узкий. Поэтому тонет, как муравьишка.

Воспитатель: Ребята, подумайте, вместе обсудите, как помочь муравью перебраться через ручей. (Дети обсуждают проблему, решают построить лодку)
- Какие детали конструктора у нас есть? (Бруски, перекладины, балки, конусы, пирамиды, цилиндры)
- На какие геометрические фигуры они похожи? (Квадрат, прямоугольник, треугольник, круг)

- У меня есть схема постройки. Давайте на нее посмотрим. Какие детали нам нужны?
- Сколько их? Хватит ли нам тех, которые есть у нас? (Дети рассматривают схему, называют необходимые детали конструктора)

- Чтобы плыть на лодке, что нужно еще? (Весла)
- А, вот весел у нас нет. Как же быть? Давайте посмотрим, что мы можем сделать из оставшегося материала? (Трубочка, лист бумаги)
- Давайте приступать к работе. Но помните! Только слаженная и дружная работа, приведет к хорошему результату!

Игра "Строим лодку"

Дети по схеме строят из конструктора лодку, мастерят весла.
Воспитатель: Лодка готова! Переплыл муравей через ручей. А друзья из хвойного леса его уже ждут.

- Вместе они дошли до муравейника и украсили его веточками березы. Солнышко садится. Пора домой. Надо поторопиться!
- Я предлагаю вам, ребята, найти для нашего муравья Бориса короткий путь к дому, минуя ручей.

Игра "Путь домой"

Обратный алгоритм. Дети "программируют" маршрут, рисуют схему движения.

Заключительная часть

Воспитатель: Вот и березка, а под ней любимый муравейник. Путешествие муравья Бориса закончилось.
- Он успел вернуться домой до заката солнца. Все муравьи с большим интересом слушали историю о путешествии в хвойный лес.
- А утром Ветерок принес листочек. На нем было написано всего одно слово.

- Как вы думаете, какое? (Спасибо)
- На этом наша сказка и путешествие заканчивается.

Рефлексия

- Ребята, вам понравилось помогать муравью Борису? (Ответы детей)
- Что вам запомнилось?

- Возьмите листочки. Если вам понравилась сказка и задания, которые вы выполняли, положите свой листочек около смайлика с улыбкой.
- Если не понравилось, то около грустного смайлика. Объясните ваш выбор. (Дети кладут листочки к смайлику, проговаривают запомнившиеся эпизоды занятия, дают оценку своим действиям)

Размер:
19.55 Kb
Скачали:
4