Опытно-экспериментальная деятельность с бумагой "Бумага, ее свойства"

Цель: формировать представления детей о свойствах и видах бумаги.

Задачи:

  • расширять представления детей о производстве бумаги, разных ее свойствах;
  • пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность;
  • учить проводить опыты и эксперименты.
  • воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.

Ход занятия

Приветствие

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй утро, здравствуй день.
Нам здороваться не лень!

Воспитатель: Ребята, посмотрите! Что за красивый чемоданчик? Давайте откроем и посмотрим. Здесь записочка от Знайки.
- А вы знаете, кто такой Знайка. (ответы детей)
- Знайка это тот, который все знает. Давайте мы откроем чемоданчик и посмотрим что нам прислал Знайка.

Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком конвертом,
Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами! (Бумага)

- Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, мы поговорим о том, что находится всегда рядом с нами, но мы иногда даже не задумываемся о том, с каким трудом она появляется.
- Если вы отгадайте загадки, то узнаете, о чем сегодня мы с вами будем беседовать.

- Правильно! Это бумага. Из нее делают очень много разных предметов.
- В древние времена бумаги у людей не было, но люди хотели писать, рисовать и делали они это, высекая рисунки на камнях, это было трудно и люди стали делать глиняные дощечки, на которых царапали острыми предметами свои рисунки, но это было очень долго. (показ иллюстраций)

- И люди научились писать на березовой коре или бересте. Но спустя очень много лет люди научились изготавливать бумагу из деревьев.
- Для того, чтобы исследовать бумагу, мы с вами отправимся в нашу лабораторию.

Опыт № 1 "Бумага рвется"

Воспитатель: Посмотрите, перед вами лежит ткань и бумага. Попробуйте порвать руками ткань, а затем бумагу. (Дети выполняют действия)

- Что произошло с бумагой? (бумага порвалась)
- Значит, какой можно сделать вывод? (Бумага имеет свойство рваться)
- Правильно, бумага рвется.

Опыт № 2 "Бумага мнется и не разглаживается"

Воспитатель: А давайте мы определим мнется ли бумага? Попробуйте смять рукой кусочек ткани и кусочек бумаги.
- Что произошло с тканью и бумагой? Попробуйте разгладить ткань и бумагу. (Ткань распрямилась, а бумага осталась мятой)
- Значит, делаем вывод, что бумага очень легко мнется и не разглаживается.

Опыт № 3 "Бумага издает звук"

Воспитатель: Как вы думаете, может ли бумага издавать звуки?
- Давайте возьмем листочки бумаги со стола и будем мять и слушать.
- Что вы услышали? (Шум, скрип, шелест)

- Правильно, бумага шуршит, скрипит. Какой вывод можно сделать из этого опыта? (Бумага может издавать звуки)
- А сейчас я вам предлагаю сделать небольшую разминку. Возьмем свои осенние листочки и встанем в круг.

Физкультминутка

Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.

- Молодцы, отдохнули, ну а теперь подойдите к столу и обратите внимание, что на столе у нас? (вода в тазике)

Опыт № 4 "Что тяжелее?"

Воспитатель: Как вы думаете, осенний лист из бумаги тонет в воде? (дети высказывают предположения)
- Хорошо, давайте мы с вами проведем опыт. Все опустите в воду свои осенние листочки. И мы с вами посмотрим что произойдет? (Дети опускают в воду листочки, наблюдаем)
- Ребята, что у меня в руке? (дети отвечают)

- Правильно, камень. А как вы думаете камень утонет в воде? (да!)
- А давайте мы проверим.
- Почему камень утонул? (Он тяжелый)

- А бумага? (Легкая)
- Какой вывод можно сделать из этого опыта? (Камень тяжелый, бумага легкая)
- Правильно, камень у нас тяжелый, поэтому тонет быстро, а бумага легкая. Ребята, но бумага, когда намокнет вся, она тоже утонет?

- Ребята, где мы сегодня были? (Лаборатория)
- Опыты с чем мы проводили? (с бумагой)
- Мы с вами сегодня узнали о свойствах бумаги. Ребята, а теперь я приглашаю вас к столу. Обратите внимание, предметы, которые лежат на столе из чего они сделаны? (из бумаги)

- Правильно, молодцы. Оказывается, сколько много на свете разных вещей из бумаги. Поэтому давайте не забывать, как легко ее можно повредить и поэтому к бумаге нужно относиться бережно.
- Бумага очень важна в жизни каждого человека. Дети должны аккуратно и бережно читать книги, не мять и не рвать листы, тогда они прослужат очень долго.

- Вы узнали, как бумага появилась в нашей жизни.
- Мы, ребята с вами о бумаге будем продолжать дальше говорить, узнавать что-то новое о бумаге.
- А вам на память я подарю раскраски, сделанные из бумаги.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!