Цель занятия: закрепить полученные знания и умения детей по подготовке к обучению грамоте.
Задачи:
Участники: учитель-логопед, воспитатели и дети подготовительной группы компенсирующей направленности.
Дети с логопедом входят в зал.
Логопед: Ребята, посмотрите, что за город за этими красивыми воротами? (Дети читают название города: "Звучный Буквоград")
- Сегодня у нас с вами есть возможность попасть в этот город, но так просто в него не войти.Уворот города стоят хранители, которые очень любят учиться, узнавать новое и с удовольствием применяют свои знания в жизни.
- Эти хранители оберегают Звучный Буквоград, следят за чистотой и звучностью жителей города. Зовут их Знайка и Василиса Премудрая.
- Хотите с ними познакомиться? (Да!)
- Давайте их позовем хором! Хранители!
Из-за занавеса выходят Василиса и Знайка (воспитатели). Приветствуют.
Василиса: Мы приветствуем вас, дорогие наши гости.
Знайка: Мы очень рады видеть вас у ворот нашего города. Но в ворота Звучного Буквограда просто так не войти, для этого нужно ответить на наши вопросы и получить пригласительный билет.
- А для этого, каждый из вас должен ответить на вопрос.
Василиса: Дорогие друзья, берегите свой билет, он вам еще пригодится. Вы готовы? Тогда начинаем.Занимайте места согласно, выданным билетам!
Знайка и Василиса раздают билеты (красный, зеленый) за правильные ответы и делят, таким образом, на команды, каждому на футболку приклеивается эмблема (красная и зеленая). Дети получают билет и садятся на стульчики, соответственно цвету билета.
- Сколько месяцев в году?
- Назвать весенние месяцы.
- Каким месяцем начинается год?
- Назвать текущий месяц.
- Назвать дни недели.
- Какой день недели завтра?
- Кем был раньше цыпленок?
- Назовите последний месяц года.
- Кем раньше была лошадь?
- Чем раньше был лед?
- Солнце встает утром или вечером?
- По какому номеру нужно позвонить, если вдруг начался пожар?
- На каком дереве растут желуди?
- Кто носит свой дом с собой?
- У людей - нос, а у птиц - …
- Как называется дом у муравья?
- Й – гласный звук или согласный?
- Когда в лесу расцветает подснежник?
- Молодцы ребята! Хорошо отвечали на вопросы и, конечно, вы достойны войти в наш город!
Логопед: Уважаемые Знайка и Василиса Премудрая, а можно ли мне войти в ваш чудесный город вместе с ребятами?
Знайка: Да, но Вы должны ответить на очень важный вопрос: "Зачем нужно уметь читать?"
Логопед читает стихотворение В. Берестова "Как хорошо уметь читать"
Василиса: Нам очень понравился ваш ответ, и мы посвящаем вас в профессора города Звучный Буквоград. (Надеваем на учителя-логопеда конфедератку)
- Мы просим внимательно наблюдать за путешествием ребят и за тем, как они будут справляться с испытаниями, которые ждут их впереди.
Профессор (учитель-логопед): Дорогие ребята, мне очень приятно сегодня служить профессором в Звучном Буквограде.
- Вы будете путешествовать по чудесному городу, преодолевать разные трудности, решать различные задачи и собирать волшебные капельки, которые будут превращаться в драгоценные камни знаний.
- И в конце нашего путешествия, мы увидим, кто накопил знаний больше, путешествуя по Звучному Буквограду. (Профессор садится за ноутбук для управления презентацией)
Хранители встают по обеим сторонам занавеса, указывая на него рукой, хором произносят:
Открываем вам ворота
В наш чудесный Буквоград.
Только тем, кто любит знания
Этот город очень рад!
Василиса: Сегодня в нашем городе особый день. Объявлен день самых знающих Знатоков Звучного Буквограда.
- В связи с этим, мы просим вас посмотреть внимательно на свой билет и подойти к столу, согласно его цвету. (Подходят к столам, встают лицом к гостям, спиной к экрану)
Хранители подходят с сундучками к столам.
Василиса: Взгляните, друзья, на эти сундучки, они не простые. Это чудесные хранилища памяти о тех знатоках, которые побывали в нашем городе.
Знайка: А чтобы вы и ваши имена остались в истории Звучного Буквограда, вам нужно написать на них свои имена и сложить билеты в чудесные сундуки! (Пишут имена, называют себя и кладут билет в сундук и садятся на стулья)
- Эти сундуки будут хранить ваши имена в памяти города 10000 лет!
Василиса: Ну что ребята, вы готовы отправиться в путешествие и встретиться с испытаниями, которые ждут вас впереди? (Ответы детей)
- Тогда в путь за Званием самых знающих Знатоков Звучного Буквограда!
Анимация "Шаги". Дети с героями проходят по залу и снова садятся на стулья.
Знайка: Посмотрите, друзья, мы с вами оказались на улице согласных звуков, у каждого звука свой домик. Какие звуки живут в этих домиках? (Дети отвечают)
- Но сегодня некоторые из них заблудились, ваша задача узнать заплутавших гостей.
- Задание для знатоков красной команды: посмотрите внимательно, как много гостей пришли в домик к звуку "К". Но мне кажется, здесь явно кто-то заплутал! (Дети называют лишние картинки, они исчезают со слайда)
- Молодцы! Задание для знатоков зеленой команды: а ваша задача, ребята, распознать, кто же здесь заблудился!?
- Ура, молодцы, здорово!
Знайка: Ребята, вы справились с задание и посмотрите, Звучный Буквоград дарит вам свои волшебные капли!
- А мы с вами отправляемся дальше!
Анимация "Шаги". Дети с героями проходят по залу и снова садятся на стулья.
"Лес потерянных слов"
Василиса: Вы, конечно, знаете, что у каждого звука есть свой фонарик. Но так случилось, что звуки потерялись в лесу и наша с вами задача, зажечь для каждого звука свой фонарик и прочитать слова, для которых вы нашли фонарики.
- Для каждой из команд на доске размещена 1 звуковая схема и 3 слова. Ваша задача найти именно то слово, которое соответствует схеме.
- Но для этого сначала Вам нужно дать характеристику звуков на схеме и прочитать слова. (Команды отвечают по очереди. Готовые ответы размещаются на досках)
"Волшебные капли"
Василиса: Ребята, вы снова справились с задание и снова Звучный Буквоград дарит вам свои волшебные капли! А мы с вами отправляемся дальше!
Анимация "Шаги". Дети с героями проходят по залу и снова садятся на стулья.
"Долина исчезающих букв"
Знайка: Есть в Звучном Буквограде Долина исчезающих букв. Буквы, которые сюда заходят, начинают исчезать.
- Иногда они исчезают полностью, но иногда от них остаются элементы, и в этом случае, мы можем их с вами спасти.
- Я приглашаю вас к столам, где вы можете взять по одной карточке и по одному волшебному фломастеру и добавить недостающие элементы. (По мере готовности, дети выходят по одному, показывают карточку, называют букву и размещают ее на своей магнитной доске)
"Волшебные капли"
Знайка: Мы с вами так славно потрудились и заслуживаем отдых, приглашаем вас потанцевать!
Динамическая пауза "Руку правую вперед, а потом ее назад"
Знайка: Ну что, отдохнули? Тогда продолжим свой путь
Анимация "Шаги". Дети с героями проходят по залу и снова садятся на стулья.
Микрорайон пустующих домов
Василиса: Строители Звучного Буквограда построили новые дома, но они стоят пустые, наша с вами задача расселить жильцов, но сделать мы это должны правильно! (Василиса показывает карты-домики, где каждый этаж - это схема местоположения звука в слове)
- В каждом доме есть главный звук, который живет в мансарде. (под крышей)
- На каждом этаже живут слова, только с определенным местоположением звука в слове, давайте вспомним, где может находится звук в слове. (ответы)
- Посмотрите внимательно, сколько этажей в каждом домике?
- Перед вами 2 домика, в одном живут слова со звуком "Р", в другом "Л", ваша задача правильно расселить жителей (слова) в домики. (Дети берут по 1 карточке и размещают по этажам)
Анимация "Шаги". Дети с героями проходят по залу и снова садятся на стулья.
"Парк аттракционов. Карусель"
Знайка: Посмотрите, какой красивый парк. Жители Звучного Буквограда любуются фонтаном, катаются на качелях, на каруселях, но у них после этого так кружится голова, что все буквы в словах путаются!
- Сейчас для каждой команды мы будем размещать слова, в которых перепутались буквы.
- Задача знатоков, вернуть все буквы на свои места и прочитать эти слова! (Хранители по очереди для каждой команды выставляют по одному слову, размещая буквы в хаотичном порядке. Дети составляют слово и меняют порядок букв на правильный)
Анимация "Шаги". Дети с героями проходят по залу и снова садятся на стулья.
Аттракцион "Невидимый лабиринт"
Знайка: Наше путешествие подходит к концу, и мы подошли с вами к Невидимому лабиринту.
- В этом лабиринте множество букв, но некоторые из них находятся в плену, наша с вами задача, их освободить.
- Это очень трудное задание, но вам будут даны подсказки. (Задание выполняется на интерактивном экране)
Василиса:
М-1 ряд сверху, 4 буква справа;
О-1 ряд сверху,5 буква слева;
Л-1 ряд сверху, 5 буква справа;
О-2 ряд сверху, 2 буква справа;
Д-4 ряд снизу, 2 буква слева;
Ц-1 ряд снизу, 3 буква справа;
Ы-2 ряд снизу, 1 буква слева;
!-2 ряд снизу, 1 буква справа
Знайка:
О-2 ряд сверху, 2 буква справа;
Т-1 ряд снизу, 1 буква слева;
Л-3 ряд сверху, 2 буква справа;
И-2 ряд сверху,4 буква слева;
Ч-2 ряд снизу, 2 буква слева;
Н-2 ряд снизу, 4 буква слева;
О-4 ряд сверху,1 буква слева;
!-4 ряд сверху, 1 буква справа
Торжественная музыка
Профессор берет чаши, предварительно наполненные зелеными и красными кристаллами марблс.
- Дорогие ребята, вы проделали очень большой путь, он был полон испытаний и приключений!
- В моих руках чаши с волшебными каплями, превратившимися в кристаллы знаний.
- Эти знания вы возьмете с собой в жизнь. Они навсегда ваши!
- А теперь мы проверим, ребята какой команды накопили знаний больше?! (Профессор взвешивает чаши на символических весах)
- Ну что, ребята, хочу вам сказать, что чаши весят одинаково. Это значит, победила дружба!
- Я считаю, что все достойны награды! (Под торжественную музыку Знайка и Василиса Премудрая награждают детей памятными медалями. Дети уходят из зала)