Задачи:
Материалы и оборудование: интерактивная доска, абакус у воспитателя и детей, флеш карты, презентация, видеофильм.
Воспитатель: Ребята, приветствую вас в нашем командном центре управления космическими полетами.
- Давайте вами познакомимся! Для это мы сыграем с вами в одну игру, она называется "Снежный ком".
- Каждый игрок называет себя по имени и показывает какой–нибудь свой жест (хлопает в ладоши, поднимает руки, качает головой, упирает рук в боки и т.п.) не забывайте про жесты!
- Порой нам придется понимать друг друга без слов и знать, кто есть в команде.
- Это все (показывает комбинацию имя + жест) происходит по очереди. Как только один из вас назвал и показал свой жест, тогда мы вместе повторяем за ним.
- Затем следующий игрок называет свое имя и жест, тогда мы вместе повторяем за ним. Затем следующий игрок называет свое имя и жест и все повторяют уже за ним. А потом все повторяют уже два имени и два жеста, и так по кругу.
- Я рада, что нам удалось собрать таких замечательных детей. Уверена, мы сможем преодолеть трудности, которые нас могут ожидать. К сожалению, Злобные Баги (пришельцы) захватили планету Ментарика, и Компики (жители) очень ждут нашей помощи! Вы готовы вылететь к ним на подмогу! Отлично!
- Теперь давай потренируемся выполнять разные движения одновременно. Повторяй за мной! Обрати внимание, у нас для каждой руки свое действие.
- Нам необходимо растереть ладони до максимального состояния, чтобы они стали очень горячие. А потом медленно начать их разводить.
- Будет возникать ощущение, что между ними теплый пульсирующий шар. Потом нужно поднять руки над головой и ту энергию, которую держим в руках, опустить на макушку.
Колечки
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Ухо-нос
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
- Молодцы! Теперь я думаю, мы с легкостью в нашем командном центре управления космическими полетами построим ракету, чтобы вылететь на подмогу Компикам.
- Нам нужно произвести точные расчеты, чтобы космический корабль работал исправно. Поэтому, прежде всего, нужно научиться хорошо, считать с помощью Абакуса. (показываю Абакус)
Воспитатель: Кто знает, что это такое? Как вы думаете, на что похож этот предмет? (Дети придумывают, на что похожи счеты, в случае затруднений у малышей, учитель им помогает: машинка, паровозик, трещотка, массажер и т.п.)
- Вот сколько мы с вами придумали! Молодцы!
- Но, конечно, этот предмет используют не так. Слышали вы когда-нибудь слово "счеты"? Что делают на счетах? На чем еще можно считать? (Ответы детей)
- Верно, на калькуляторе. А эти счеты – самый древний калькулятор.
- Придумали их в Китае давным-давно, пять тысяч лет назад! На таких вот счетах считают на Востоке, и называют их по-разному: соробан в Японии, суан-пан в Китае.
- А международное название – абакус, повторите за мной: абакус. Так говорят во всем мире, и где бы вы произнесли это название, вас поймут!
- А теперь предлагаю посмотреть интересное видео о том, для чего он нужен и как на нем считают.
Просмотр фильма "Hello, China"
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим, из чего сделаны наши абакусы, маленькие и большой. (пластмасса, дерево)
- Из каких частей состоит, опишите его. Проведите пальцами: рамка, перекладина, спицы-домики, в них живут косточки. (дети трогают и называют составные части абакуса)
- Сколько косточек внизу? А над перекладиной?
- Китайцы – народ поэтичный, и они придумали этим косточкам названия: 4 косточки внизу назвали земными (земля – внизу, под ногами). Догадайтесь, как назвали эти косточки, наверху? (Небесные)
- Это для того, чтобы мы с вами не перепутали, как расположить наш абакус – земные косточки всегда внизу, небесные наверху, это исходное положение.
- Возвращать косточкам исходное положение можно так: левой рукой придерживаем абакус, а двумя пальчиками правой руки ущипнем и проведем по перекладине. Получился "паровозик".
- Провели – и все косточки встали на свои места. Далее воспитатель показывает и обобщает полученные знания о предмете.
- А теперь мы с вами поиграем. Я показываю, а вы называете части абакуса.
- Теперь можем переходить к нашему обучению на Абакусе. Но нам необходимо потренировать наши руки и левую и правую.
- Возьми в руки два карандаша, двумя указательными пальчиками, ручку и проведи по контуру картинки, старайся, чтобы одна рука не отставала от другой. (обводят двумя руками ракету)
- Молодцы! Теперь наши руки готовы к работе!
Воспитатель: Косточки живут в домике, у каждой – свой. Давайте познакомимся с ними, но сначала я расскажу вам сказку про двух братьев. Про старшего и про младшего. (Рисуем на указательных и больших пальчиках у деток глазки и ротик, а остальные зажать в кулачок, чтобы не мешали)
- Первый пальчик – старший, он толстенький, маленький, но сильный. Второй – высокий, стройный, но слабый. Старший брат шалунишка, и очень любит гулять, он всегда убегает, но берет с собой косточки, а младший брат очень послушный и аккуратный, и хочет чтобы косточки были всегда на своих местах.
- Он грозит старшему "ай-ай-ай" и возвращает все на свои места. Старший брат взял косточку и убежал из домика. Дальше бежит он, по домикам собирая косточки, а младший возвращает их обратно.
Дети пробуют поднимать и опускать косточки на ученических абакусах, а воспитатель на учительском. Следить за тем, чтобы у детей была рука зажата в кулачек, а указательный и большой пальцы работали. Большой палец поднимает слева направо по одной косточке до конца ряда.
Указательный палец слева направо – опускает. Далее по аналогии продолжить с 2, 3, 4 косточками. После чего необходимо проделать данное упражнение левой рукой. Если дети хорошо справились с заданием можно усложнить, и сделать одновременно двумя руками навстречу друг другу. При наборе одной рукой следить, чтобы второй рукой держали абакус, не закрывая обзор.
- А теперь предлагаю вам поиграть - игра на внимательность "Старший - младший брат". Я буду, произносит старший или младший брат, одновременно показывая указательный или большой пальцы, а вы должны показать мне правильный пальчик. (иногда путая детей, показывая неверные пальцы)
Воспитатель: Косточки тоже любят играть, они играют с числами! Как? Сейчас узнаем! (воспитатель показывает карту "1", дети называют число)
- Как на абакусе покажем число 1? Считаем только те косточки, которые поднимем к перекладине.
- А кто догадается, каким будет портрет числа 2? 3? 4? (На большом абакусе дети составляют числа, проверяем, переворачивая карточку)
- Теперь – наоборот. Я буду показывать портрет числа, а вы назовите это число. (Показ флеш-карт)
- А теперь давайте определим число на рисунке и нарисуем косточку согласно числу. (Раздает карточки)
Воспитатель: Чтобы правильно считать, нужно пальчики размять. Вверх большой, вниз указательный, вышел крабик замечательный.
Песенка-разминка "Железновой Краб"
Ветер дует, задувает,
Пальму в сторону качает
Ветер дует, задувает,
Пальму в сторону качает.
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Дети раскачивают руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти)
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит,
(Ладони лежат на столе, прижаты друг другу боковыми частями. Пальцы рук растопырены (клешни). Шевелят ими)
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет,
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет,
(Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в сторону (крылья). Дети машут ими в воздухе)
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит,
(Ладони лежат на столе, прижаты друг другу боковыми частями. Пальцы рук растопырены (клешни). Шевелят ими)
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне
(Ладони основаниями прижаты друг другу. Пальцы согнуты (зубы). Лежат на тыльной стороне одной из рук, "открывают и закрывают рот" крокодила)
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне
(Перевернув руки на другую сторону, повторяют движения)
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит,
(Ладони лежат на столе, прижаты друг другу боковыми частями. Пальцы рук растопырены (клешни). Шевелят ими)
Воспитатель: А теперь познакомимся с косточками в домике, где живут единички. Когда поднимаем косточку – прибавляем, но знак плюс прячется, и мы его не называем.
- Если стоит знак минус – косточку опускаем.
- Теперь мы знаем правила, и можем попробовать на этих старинных китайских счетах - абакусах посчитать!
- Я буду называть числа, а вы двигайте косточки. (Можно вызывать детей по очереди к большому абакусу. Следить за тем, чтобы дети не путали пальцы)
- При наборе одной рукой следить, чтобы второй рукой держали абакус, не закрывая обзор. Поднимать одновременно на абакусе столько косточек, сколько назвал воспитатель.
Воспитатель: Мы достаточно потренировались в вычислениях, чтобы приняться за чертеж ракеты. Нам понадобятся полученные знания и Абакус. (Воспитатель выдает распечатанные раскраски с "цветовым ключом")
- Каждая часть ракеты состоит из разных материалов и поэтому нужно раскрасить их правильным цветом. Ну, а нужный цвет мы сможем узнать, только лишь решив пример и найдя такую же цифру в списке. (Каждый цвет части ракеты обозначен математическим примером, цифра ответа на пример закреплена за определенным цветом в "цветовом ключе")
- Как только командный центр получит наши данные он запустит ваши чертежи в суперскоростной 3D ракетный принтер, но для того чтобы построить ракету нужно время.
- Думаю, к нашей следующей встрече космолет будет готов!
- Вы сегодня прекрасно потрудились, и теперь пора отдохнуть перед следующими космическими испытаниями. Чтобы вы не теряли навыков, я приготовил для каждого домашнее задание.
- Спасибо вам ребята!