Конспект занятия по рисованию в технике "граттаж" в старшей группе с ЗПР "Избушка для Бабы-Яги"

Цель занятия: развивать у детей навыки рисования в технике граттаж.

Задачи:

  • учить рисовать сказочную деревянную избушку на курьих ножках в технике граттаж;
  • развивать воображение, фантазию, художественно-эстетический вкус.

Предварительная работа: беседа с детьми по русским народным сказкам, чтение отрывков для уточнения представлений о внешнем виде бабы Яги и ее избушке на курьих ножках. Рассматривание сказочных иллюстраций в детских книжках с изображениями избушки на курьих ножках, дидактическая игра "Собери домик".

Словарная работа: изба, наличники, ставни.

Оборудование и материалы: альбомный лист формата А4 (тонированные, покрытые слоем восковых разноцветных мелков и тушью), палочки, ватные диски, запись сказочной музыки, спокойная музыкы, запись кощея, клубок, картинка Бабы-Яги, письмо от Бабы-Яги.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель входит с детьми под сказочную музыку, встают полукругом.
- Ребята, нас встретила такая красивая, завораживающая, волшебная музыка.
- А как еще можно назвать такую музыку? (сказочная)

- Где можно еще встретить такую музыку? (ответы детей)
- Все дети и взрослые очень любят сказки. Сказки сказывались русским народом давным–давно и передавались из поколения поколению.
- Наше утро сегодня будет сказочным…

Мотивация образовательной деятельности

- Подумайте и скажите, с помощью каких волшебных предметов можно передвигаться по сказкам? (Ковер, птица, волшебный клубок)
- А для чего в русских народных сказках использовался клубок? (Чтобы показать правильную дорогу и не заблудиться)

- Куда же приведет нас с вами волшебный клубок: катись, катись клубок, покажи нам дорогу. (подходим к экрану за клубком)
- Клубок остановился, значит здесь есть что-то сказочное…на экране сейчас появится всеми любимый сказочный герой, без него не обходится не одна сказка.
- Как вы думаете кто это? (дети отвечают)

Воспитатель читает загадку:

На ступе волшебной старуха летит
Так быстро, что ветер за нею свистит.
Живет она в сказочной темной глуши-
Ты имя старухи назвать поспеши! (Баба Яга)

На экране изображение Бабы-Яги.
- Правильно, это Баба Яга. Ребята, а какая она? (злая, страшная и др.)
- Посмотрите на эту картинку, а здесь Баба Яга какая? (грустная, печальная)

- А почему она грустит?
- Посмотрите, на пороге какой старой избушки она сидит. Избушка стоит в дремучем лесу и живет старушка одна одинешенька, никто к ней не приходит в гости.
- Послушайте, что написала нам Баба-Яга. (воспитатель читает послание)

"Посмотрите на мою избушку, она грустит вместе со мной. Она совсем старенькая, ей тяжело бегать, крыша совсем прохудилась, труба развалилась. Сама я построить избу не могу и помочь мне некому, а вот если бы у меня была новая, красивая изба как раньше – я бы стала намного добрее".
- Ребята, что же делать? Как быть? (предлагают помочь Бабе Яге)

"Спасибо, мои помощники. Высылаю вам конверт с белыми листами и цветными карандашами… А заметит его самый внимательный!"

Подсказка о местонахождении

В сказке может он летать,
Дома-украшеньем стать! (Ковер)

Дети находят под ковром и открывают конверт, а там черные листы и заостренные палочки.
- Ничего не понимаю? неужели нас Баба Яга обманула…

Раздается голос Кощея: А вы решили, что победили? Не тут то было!
- Я - великий Кощей, мне 327 лет за эти годы я ухитрился сделать столько гадостей, сколько другой не сделает и за 500 лет.

- Я злой, вредный и противный. Видите, во что я превратил бумагу и кисточки?
- Попробуйте нарисовать что-нибудь красивое. Ха-ха-ха. Посмотрим, что у вас получится!

Воспитатель: Вот так, ни здравствуйте, ни до свидания!
- Как же нам быть? Как помочь Бабе-Яге? (дети высказывают предположения)

- Так как у нас нет все равно другой бумаги, нет карандашей, я раскрою вам небольшой секрет: рисовать можно и на такой бумаге (тонированной) и палочками!
- Такая техника называется Граттаж, что в переводе означает "скрести, царапать", по-простому – техника царапанья!
- В результате получаются очень красивые оригинальные изображения. Попробуем? (пробуем на одном листке царапать)

- Палочку держим, как карандаш и процарапываем ее по бумаге линиями, штрихами и черный цвет исчезает. Получается? (да)
- Вот и отлично!

- А перед тем, как нам рисовать, посмотрим, как выглядела избушка на куриных ножках раньше?
- Посмотрите, какие красивые, резные, расписные обналичники на окнах, ставни. (они закрывались, когда Баба-Яга колдовала)
- Новая труба… чистая солома на крыше…

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять! (шагаем)
Будем строить и играть (прыгаем на месте)
Дом большой, высокий строим (встать на носочки, тянем руки вверх)

Окна ставим (показать руками окно)
Крышу кроем (руки сомкнуть над головой)
Вот какой красивый дом (указательным жестом вытягиваем руки вперед)

Будет жить старушка в нем! (руки сложены, одна рука подпирает щеку)
Мы помочь ей захотели
Тихо все на место сели! (садятся за рабочее место)

Показ (объяснение)

Сначала прорисуем (процарапаем) основные части избушки.
- Что возьмем за основу? Крыша какой формы? А сруб избушки? (дети отвечают)

- Не забывайте оставить место для рисования куриных ног. Также рисуем квадратное окошко, добавляем узор, ставни открыты.
- Из чего сделана избушка? Какая она? (Из дерева, деревянная)
- Ребята, а как можно изобразить деревянную избушку? (Бревна нарисовать)

- Прорисовываем бревна сруба горизонтальными прямыми линиями, спиральными круговыми изображаем боковую часть бревен.
- Прорисовываем куриные ножки, они крепкие, мощные, так как носят избушку.
- Пальцы с когтями, их 3 и еще одна шпора, повернута назад. Избушка стоит в лесу, добавляем несколько деревьев, траву.

Самостоятельная деятельность детей

Дети рисуют, звучит спокойная музыка.

Итог занятия. Рефлексия

- Ребята, что мы сегодня с вами делали?
- Кому помогали?
- Как вы думаете, бабушке Яге понравиться новый домик?

- Что было легко?
- Что вызвало затруднение? (Вывешивание работ на выставку)

Размер:
15.6 Kb
Скачали:
4