Цель занятия - развитие музыкальных и творческих способностей детей с тяжелыми нарушениями речи в различных видах музыкальной деятельности, посредством использования здоровьесберегающих технологий.
Оборудование: компьютер, проектор, клавесы, подушки, мольберты.
Дети "Вальс" Шостаковича заходят в зал, обходят и садятся на стульчики.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Вы помните, что такое карнавал? (это праздник, на котором все должны поменять облик)
- Совершенно верно, а чтобы гостей карнавала никто не узнал, они наряжаются в разные костюмы и обязательно используют маски.
- Сегодня мы с вами вновь равимся на карнавал. Но карнавал необычный, а карнавал животных.
- На музыкальном карнавале все гости прячутся за музыкальными звуками. Давайте угадаем гостя карнавала. (звучит "Слон" Камиль Сен-Санс, на экране слайд "маска")
- Правильно, ребята. Почему вы определили, что это музыка слона?
Дети: Потому что здесь звучит самый низкий инструмент оркестра контрабас, который изображает тяжелые шаги и неповоротливость слона. А еще мы услышали звуки рояля - низкие, бархатные. (на экране слайд "рояль и контрабас")
Педагог: Да, дети, вы правильно сказали. Я предлагаю послушать еще одно произведение и постараться узнать, кто еще спешит на карнавал.
- И какие музыкальные инструменты описывают главного образ героя? (слушание "Курицы и петух" Камиль Сен-Санс)
- Вы правильно сказали, что это произведение называется "Курицы и петух". Исполняют ее инструменты фортепиано и скрипка.
- Звуки быстрые, суетливые рисуют курочек-непосед, а когда музыка замолкает, слышится голос петуха, который воображал перед курочками. (на экране слайд "курицы, петух, скрипка, фортепиано)
- Музыкальные загадки вы легко и правильно разгадали. Ребята, а вы можете назвать композитора, написавшего эти красивые произведения? (Французский композитор Камиль Сен-Санс. На экране слайд с портретом композитора)
- Композитор Камиль Сен-Санс на карнавал пригласил много гостей. Внимание на экран. (демонстрируется видео морских обитателей с музыкальным сопровождением "Аквариум" Сен-Санса)
Педагог: Вам понравилось произведение? (ответы детей)
- А какие инструменты характеризуют рыб, ужей, осьминога, морскую звезду? (Скрипка и колокольчики)
- Верно, а еще там звучат металлофоны и флейта. (педагог руками показывает рыбку с плавниками)
- Ой, смотрите к нам тоже приплыла рыбка, вот плавники, вот хвостик.
Пальчиковая гимнастика с пением "Рыбка"
(муз. Красева)
Педагог: Рыбка наша уплыла, мы пойдем ее искать. (дети идут за педагогом по залу и приходят к "озеру")
- Ребята, мы пришли на озеро, наверное, здесь мы и найдем нашу рыбку. Садитесь на "кувшинки" (подушечки), будем с вами рыболовами.
Песня "Любитель – рыболов"
(муз. Старокодомского)
Педагог: Удочки мы возьмем, ловить рыбу мы начнем, а собирать наш улов мы будем на эти мольберты. А знаете зачем? (Мы узнаем о чем рыбы нам хотят сказать. Дети "ловят рыбу" и с помощью педагога выкладывают на мольберты ритмические рисунки из больших и маленьких рыбок)
- Дети, большие рыбы говорят нам "Та", а маленькие "Ти".
Игра "Рыболов"
- Молодцы, вы правильно нам рассказали, о чем говорят рыбки. Дети, давайте мы рыбок отпустим в озеро, и пофантазируем, кто еще может жить в воде, озере, море.
- А какие сказочные персонажи живут в воде? (водяной)
- Водяной? Кто его назвал, тот и в круг попал.
Игра "Водяной"
- Есть у меня аквариум (показывает), посмотрите, сколько в нем морских обитателей и рыбки разноцветные, и морской конек, и морская звезда, и морской еж, и кит и акула. (дети берут деревянные клавесы)
- Мы с вами превратились в морских обитателей. Единственный раз, только для вас морские обитатели играют в морском оркестре и танцуют.
Оркестр-импровизация "Веселые рыбы"
Педагог: Вот так весело, и интересно мы провели время на веселом карнавале.
- Нам встретились и слон и курицы и петух, и рыбки. Вы узнали, как можно услышать, о чем говорят рыбы.