Образовательная деятельность в подготовительной группе "Край оленных людей - саамов"

Цель: расширение представлений о традиционных видах деятельности саамского народа.

Задачи занятия:

  • расширить сведения детей об истории названия озера Сейдозеро;
  • расширить сведения детей о великане Куйве из саамской легенды;
  • закрепить знания детей об озерных рыбах, обитающих в Ловозерском районе Мурманской области (сиг, налим, кумжа, окунь, щука);
  • закрепить умение распознавать лесных животных по оставленному следу (медведь, заяц, волк, лось, белка);
  • развивать координацию движений и меткость;
  • воспитывать у детей уважение к традиционному труду коренных жителей Кольского полуострова - саамов.

Оформление помещения: на окне повешены шторы с рисунком северного сияния. На левой стене рисунки из белой бумаги по теме "Тундра". У окна по центру зала расположен большой экран для показа видео и фото кадров, с левой стороны от экрана стоит кувакса, рядом на полу лежит шкура оленя, стоят сани - кережи.

Перед экраном на полу расположены полотна ткани голубого, желтого, зеленого, розового цветов (шириной 50 см, длиной 400 см), на расстоянии 50 см друг от друга. Вдоль стены по левой стороне зала расположена скамейка и передвижная доска с иллюстрациями, 4 передвижные стойки с рогами. С правой стороны зала расположена лодка.

Ход занятия

Звучит саамская музыка. Дети заходят в зал, садятся в 4 ряда, с двух сторон от полотен ткани.

Сандра:
Мы живем на Севере,
Что известно нам о нем?!
Что на нашем Севере,
Даже ночь бывает днем!

Север - это звон упряжек,
Это снега мерзлый мох!
Север - это край, где пляшет
Над жилищами дымок.

- Далеко на Севере, за Полярным кругом, где звездное небо пронзают разноцветные лучи полярного сияния, есть таинственная земля Лапландия. (на экране видеозапись "Полярное сияние")

Ребенок 1:
Выйдешь на улицу,
Глянешь на небо,

Ярко зеленая полоса
Перечеркнула от края до края
Эти темные небеса.

Музыкальный руководитель включает песню "Северное сияние" слова Т. Васнецовой, музыка И. Ярмак. Дети исполняют композицию с цветными полотнами ткани "Всполохи северного сияния", после танца складывают полотна ткани пополам и отдают Сандре. Ребенок 2 остается в центре зала с Сандрой.

Сандра: Русская Лапландия занимает почти весь Кольский полуостров.

Ребенок 2:
Леса и тундры,
Льды и горы,

Озера, реки и моря,
Раскинулась в своих просторах
Родная Кольская земля!

Сандра: Издавна здесь жил древний народ - саамы. Ловкие охотники и рыболовы. Древние традиции и культура саамов живы и по сей день. Традиционные виды деятельности помогали предкам саамов выживать в суровых условиях Крайнего севера.

Сандра выдвигает в центр зала передвижную доску, на доске иллюстрации "виды деятельности". (силуэтные модели: корзина, ружье, рыба, олень)
Сандра: Ребята, посмотрите на эти условные обозначения и назовите традиционные виды деятельности саамов. Чем занимались саамы?

- Правильно! Саамы собирали ягоды, грибы, лекарственные травы. Ловили в реках и озерах рыбу. Охотились на зверей и птиц. Разводили оленей.
- Ребята, а вы знаете, что здесь на Крайнем Севере, живут добрые, замечательные люди, влюбленные в свой край? (ответы детей)
- И сегодня я хочу познакомить вас с одним из них – с Ловозерским саамом. Встречайте нашего гостя!

Под музыку заходит Яков и встает рядом с Сандрой.
Яков (по-саамски): Тиррв, дорогие гости! Здравствуйте, дорогие гости!
- Тиррв, ребята! Здравствуйте, ребята!

Дети: Тиррв, здравствуйте!
Сандра: Тиррв, Як!
Яков: Тиррв, Сандра!

- Давайте с вами познакомимся! Меня зовут Яков, а по-саамски - Як.
- Мы - саамы всегда рады встретить гостей в тундре и показать им красоты северного края.
- Ребята, а вы знаете, что в нашем Ловозерье есть очень необычное место - священное саамское озеро - Сейдозеро.

- И я хочу вас пригласить вас в небольшое путешествие по озеру. Мальчики, садитесь в лодку. (Дети подходят к лодке и садятся)
Яков: Мы отправляемся в путь. (на экране поочередно появляются фотографии Сейдозера)
- Сейдозеро находится недалеко от села Ловозеро.

- Название озера происходит от саамского слова "сейд", так называют священные камни, в которых по поверьям живут духи или души шаманов. Поэтому, Сейдозеро называют священным саамским - На скале в районе Сейдозера можно увидеть огромного великана. Согласно легендам саамов, великан Куйва жил в древние времена в Ловозерских тундрах.
- Куйва грабил и пугал саамов, за что был уничтожен.

- Наше Ловозерье славится чистейшими водоемами: реками, озерами, в которых обитают разные виды рыб. И сейчас мы свами это проверим!
- Выходите из лодки, подтягивайте сеть, посмотрим, ребята, какая рыба нам попалась.

Музыкальный руководитель включает саамскую песню П. Коньковой "Рыбаки на Сейд - озере". Около лодки на голубой ткани расположена сеть с рыбой. Дети подтягивают сеть и достают рыбу.
Яков: Ребята, рыбку снимаем.

Игра "Назови рыбу"

Сандра: Назовите рыбу, которую выловили в озере. (lети поочередно подходят к Сандре, находящейся в центре зала, показывают и называют рыбу)
- Ребята, складываем наш улов в ведро. (lети складывают рыбу у ведро, затем друг за другом идут к скамейке и садятся)

- А вы знаете, что саамы не только хорошие рыболовы, но еще и умелые охотники и меткие стрелки? (дети отвечают)
Яков: Да, саамский охотник выследит в лесу любого зверя и птицу, по следам оставленным на земле. Мы сейчас выясним, а сможете ли вы определить зверя по следу?

Сандра выкладывает следы зверей, а дети под музыку идут друг за другом по тропе за Яковом.
Яков: Ребята, идите за мной по лесной тропинке. Не забывайте, что передвигаться по лесу надо тихо, чтобы не спугнуть зверей и птиц.
- Если обнаружите след, внимательно его рассмотрите и назовите животное, которое оставило след.

Игра "Определи зверя по следу"

Дети идут по лесной тропинке и называют след животного.
Яков: Молодцы! Как опытные охотники, выследили в лесу и медведя, и волка, и зайца, и оленя. (садятся на скамейку)
Сандра: О себе саамы говорят: "Мы - оленный народ. Мяндаш - парни. И предки наши - олени".

- Потому что быт саамов во многом связан с оленеводством. Всю жизнь кочуют пастухи - оленеводы со своим стадом: куда олени, туда и они со своими семьями.
- "Олень возит, олень кормит, олень одевает", - говорят саамы.

Яков: Много у пастухов - оленеводов работы в весенний период. У олених появляются маленькие оленята - пыжики.
- В первое время, оленята находятся в большом стаде, но рядом с мамой - важенкой.
Сандра: Ребята, вы слышите? Кто-то к нам торопится?

Важенка:
Я, Важенка!
Я, мама - олениха!

Люблю своих задиристых ребят.
Всему учу их, все им объясняю
Чтоб не смогли они в беду попасть.

Яков: Где важенка, там и оленята.
Сандра: Ребята, а давайте мы превратимся в маленьких оленят. Надевайте рога.

Яков и Сандра выходят из зала, "дети – оленята" выходят в центр зала. Музыкальный руководитель включает музыкальное сопровождение.

Танец "Важенка и оленята"

Дети-оленята танцуют с важенкой. (инструктором по физической культуре)

Бродит в тундре важенка, (руки на пояс, поднимание пр. колена, 2 раза)
С нею оленята. (ноги вместе, пружинка)
Объясняет каждому, (руки на пояс, поднимание лев. колена)

Все что непонятно (ноги вместе, пружинка)
Топают по лужам (руки на пояс, поднимание пр. колена)
Оленята малые (прав ногу отводим назад, пружиним)

Терпеливо слушая (ноги вместе, пружинка 2 раза, с небольшим наклоном туловища)
Наставленья мамины. (лев. ногу отводим назад, пружиним)
Проигрыш. (выпад вправо, выпад влево, выпад с поворотом вправо, выпад с поворотом туловища влево. На слова "волк идет!" оленята бегут по кругу, волк за ними)

Яков надевает шапку - маску волка и бежит по внешнему кругу; после окончания музыкального сопровождения "оленята" пугают волка, волк убегает из зала; после танца дети садятся на стульчики; ребенок 3 остается в центре зала с Сандрой.

Ребенок 3:
Бегут по тундре оленята
Копытцами стуча.
Полярный день и солнце
Быстрее всех встречать!

Сандра: Пожелаем маленьким оленятам здоровья, так как им предстоит долгий путь - пастухи поведут стада оленей к летним пастбищам.
Яков: Весной пастухи - оленеводы не только пересчитывают оленей в стадах, но и ставят бирки.
Сандра: Ребята, а давайте с вами поиграем? К маме быстро подбегайте и от нее не отставайте! А пастух - оленевод будет вас отлавливать.

Дети выходят в центр зала и встают рядом с Важенкой. Музыкальный руководитель включает песню П. Коньковой "Мой отец - оленевод".

Игра с обручем "Оленевод и олени"

Яков - "пастух-оленевод" ловит "детей-оленей" обручем и закрепляет прищепку на рогах.
Сандра: Ох, как хорошо мы с вами поиграли, садитесь, ребята, снимайте рожки!
После игры дети садятся на стульчики и снимают головные уборы - "оленьи рога".

Яков: Всех оленей в стаде пересчитал!
Сандра: Ребята, сегодня вы, как настоящие саамы наловили рыбы в озере. Как опытные охотники выследили в лесу диких животных. И, конечно, как настоящие оленеводы пересчитали оленей в стаде.

- Саамы не только трудятся, но и весело отдыхают. В свободное время саамы любят проводить спортивные состязания.
Яков: Да, ребята, мы - саамы, умеем веселиться. И я хочу пригласить вас поучаствовать в традиционном состязании, которое называется "Ловля оленей".

Пастухи - оленеводы ловко накидывают на рога животного веревку, а вы должны набросить на оленьи рога - кольца.
Яков и Сандра выкатывают 4 стойки с рогами, на которых висят кольца. (по 3 шт.; Сандра выкладывает канат перед стойками (на расстоянии 1,5 метра от стоек), раздает кольца детям.

Игра "Поймай оленя"

4 ребенка выходят к канату и кидают на оленьи рога кольца, затем, собирают кольца и передают другим детям; После игры дети садятся на скамейку.
Яков: Какие вы ловкие, ребята! За рога поймали оленей! (Яков и Сандра убирают стойки с рогами)

- Первое задание вы выполнили! Было трудно, но вы справились! А теперь переходим к самому интересному, но сложному состязанию по прыжкам через сани – кережи. (Сандра и Яков выносят и ставят сани, располагая их на расстоянии 50 - 60 см друг от друга. Дети выстраиваются друг за другом)

Игра "Прыжки через сани"

Дети встают друг за другом и поочередно прыгают через сани. (по 2 подхода)
Яков: Какие вы молодцы! И с этим заданием вы справились. Вам понравилось?

Сандра: Вы уже поняли, что саамские люди - большие труженики. Они относятся к труду с любовью, так как их традиционная деятельность непосредственно связана с природой родной земли, с которой их объединяют саамские корни.
- И мы с вами не только на славу потрудились, но и весело провели время - проведя традиционные спортивные состязания.

Яков: Любовь к родному краю - это нечто особенное, что хранится в сердце каждого человека. Любовь к родному краю связана не только с самим местом, но и с людьми, которые проживают там, с их образом жизни.

- Только любя свою родную землю, мы сохраним нашу культуру и традиции, а так же сохраним на всю жизнь воспоминания о своей Родине.
- Ребята, мы с Сандрой желаем угостить вас морошковым вареньем. Эти вкусные ягодки я сам собирал на болоте, а Сандра приготовила из морошки вкуснейшее варенье.
Яков, Сандра: До встречи, ребята!

Размер:
29.86 Kb
Скачали:
11