Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству саамов, создание условий для формирования творческих способностей детей.
Задачи:
Предварительная работа: чтение саамских сказок, беседы, экскурсия в Музей камня (выставка народного саамского творчества), аппликация "Украшение рукавички", рисование "Олени", лепка способом пластилинографии "Девочка саамка"
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться.
Дети: Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро – улыбчивым лицам!
Воспитатель: И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера. (приветствие для гостей)
- Молодцы, ребята, а теперь внимательно меня послушайте. "Далеко-далеко, там, где край земли со студеным морем сходится, есть удивительная страна.
- Летом солнышко здесь не заходит – и ночью светит. А зимой вовсе не показывается, наступает долгая полярная ночь. Зато зимой дивные сполохи горят.
- Словно радуга многоцветная в черном небе колышется, до чего красиво – глаз не оторвать, с места не сойти!" Как вы думаете, о какой удивительной стране я вам рассказала? (ответы детей)
– Да, речь идет о нашем родном заполярном крае, Кольском полуострове. Кто может сказать, какой коренной народ живет на Кольском полуострове? (Саамы)
- Чем они занимаются? Одним из самых красивых животных Севера называют северного оленя. А что вы знаете про оленей, и как они помогают людям?
- Правильно, ребята, олень на севере кормит людей, обувает и одевает.
- Днем саамы работают вместе с оленями, пасут их, рыбу ловят.
- А зимой, в длинную, полярную ночь, сидят они в своих жилищах у очага, шьют одежду из оленьих шкур, мастерят рыболовные снасти и рассказывают детям сказки.
- Много сказок и преданий есть у саамов и передаются они из поколения в поколение. И вот одну из таких сказок мы вместе с вами покажем и послушаем.
(герои-дети)
Сказочница: Жили на берегу одного озера охотник с женой. Были у них два сына и дочка маленькая. Радовались родители – их сыновья были лучшими стрелками в погосте, а дочка росла, как солнышко, маминой помощницей. Собрались как-то сыны на охоту, а мать с отцом им и говорят.
Мать: Идите охотиться на верхнее озеро, там много оленя-дикого пасется. Подождите, когда стадо оленей ближе подойдет.
Отец: Всякого оленя стрелять можно, но только не троньте вожака стада - белого оленя – Гирваса.
1-й сын: Все сделаем, как вы сказали, выполним ваш наказ.
2-й сын: Не будем мы стрелять в белого оленя.
Сказочница: Пошли братья в лес, видят - большое стадо оленей пасется. А впереди всех – Гирвас.
1-й сын: Как же мы такую добычу упустим? Давай убьем Гирваса – нам все завидовать будут.
2-й сын: Знаешь, брат, такого красивого и сильного оленя не всякий охотник добывал.
Сказочница: Забыли сыновья про родительский наказ. Пустили стрелы. Да, видно опыта охотничьего не хватило – не попали они в вожака, только стадо испугали, разбежались олени по всей тундре.
- А сыновья вернулись домой ни с чем. К вечеру погода в тундре совсем испортилась, потемнело все вокруг, ветер закружил, все вокруг стало серое, мрачное. Отец почувствовал что-то не ладное и решил в лес сходить, а дочка маленькая с ним просится.
Дочь: Возьми и меня с собой, может я тебе помогу.
Отец: Ладно, пошли.
Сказочница: Идут они по лесу, а вокруг все темнее становится, ничего не видно. И тут выходит им навстречу вожак – олень. И говорит.
Гирвас: Крепко обидели меня сыновья твои, нарушили закон тундры – не стрелять в вожака стада. Или ты их учил плохо, или забыли они твой наказ.
Отец: Учил я их, да молодые они еще, позабыли. Что же нам теперь делать?
Гирвас: За то, что нарушили закон тундры, я накажу ваш народ – будете вы жить во тьме глубокой, без света белого и без ярких красок вокруг.
Дочь: Прости ты нас, олень Гирвас, что же нам из-за глупости братьев света белого не видать? Подскажи, как все исправить и вернуть нам свет и яркие цвета?
Гирвас: Вижу хорошая дочь у тебя растет, охотник, так уж и быть, подскажу я вам, как все исправить. Нужно выполнить все мои задания и тогда красота ярких красок и солнечного цвета к вам вернутся. (ребенок отдает сказочнице конверт)
Сказочница: Ну что ребята, поможем исправить ошибку и выполним задания?
Первое задание
Прочитайте, что написано на полярной звезде. (Ловозеро)
- Что это за название такое – Ловозеро? (Центром культурной жизни саамов в России является село Ловозеро. Здесь проводятся различные саамские праздники и фестивали)
- Первое задание выполнили, и я отдаю вам синий цвет.
Второе задание
- Узнаете, что это такое? (саамский флаг)
- Круг отражает форму саамского бубна. А что обозначают 2 полукруга на флаге? (красный полукруг – солнце, а синий – луна)
- Правильно, отдаю вам красный цвет..
Третье задание "Саамские загадки"
- Третье задание выполнили и я отдаю вам желтый цвет.
Четвертое задание
- Каждому из вас раздам карточки, на которых изображены символы саамских узоров. Внимательно рассмотрите и скажите, что обозначает каждый из этих символов. (четвертое задание выполнили и я отдаю вам зеленый цвет)
Сказочница: Молодцы, ребята, все задания выполнили. Вернули все яркие краски, собрали все цвета.
Воспитатель: Четыре цвета – это основные цвета саамского узора. Давайте, вспомним, о чем нам они могут рассказать?
Воспитатель: Присаживайтесь за столы. У народов Севера есть добрая традиция.
- Белый олень считался у них священным животным. Приносил людям счастье. Ему никогда не обрубали рога.
- Рождение белого олененка в стаде отмечали большим праздником. Каждый год весной проводится праздник "Слет оленеводов".
- Пастухи – оленеводы соревнуются на оленьих упряжках. На выставке мастерицы украшают оленей, шьют украшение под седло, украшение на голову оленя.
- Саамы маленького олененка называют ласково Пышка. Давайте, мы с вами украсим наших оленят.
- Если посмотреть на образцы саамского орнамента, то видим, что узор простой, состоит из прямоугольников, квадратов, ромбов, кругов и овалов. (показ образцов)
- Перед тем как начать украшать олененка, давайте разогреем пальчики, приготовим их к работе.
Бродит в тундре важенка,
С нею - оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно...
Топают по лужам
Оленята малые.
Терпеливо слушая
Наставления мамины.
Воспитатель: Теперь можно приступать к работе. Сели ровно, спина прямая, ноги вместе. Старайтесь выполнять работу аккуратно, не торопитесь.
- Сначала придумайте узор, посмотрите, как и чем его нарисовать. Может вам не только кисточка потребуется, но ватные палочки. (проводиться индивидуальная работа)
- Время подходит к концу, кто уже украсил олененка, наводим порядок на своем месте.
Гимнастика для глаз
Глазки дружно открываем,
Снова крепко закрываем и опять их открываем.
Смело можем показать, как умеем мы моргать.
Головою не верти, влево - вправо посмотри.
Воспитатель: Теперь несите своих оленят на эту полянку. Здесь мы их и поселим, рядом с чумом. Какие у вас олени интересные получились.
- У каждого оленя свой рисунок, орнамент. (проводится анализ работы. Предложить детям выбрать наиболее понравившиеся работы, объяснить свой выбор)
- Теперь Гирвас больше никогда не будет уводить стадо далеко от людей.
- Вот и закончилось наше занятие. Скажите, ребята, что вам больше всего понравилось?
- А может какие трудности у вас были?
В конце занятия оформляется выставка "Олень с оленями".