Конспект ООД в подготовительной группе "Саамская сказка"

Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству саамов, создание условий для формирования творческих способностей детей.

Задачи:

  • Обогащать игровой опыт детей за счет первичного освоения театрализованной игры, формировать интерес к творчеству и импровизации.
  • Закрепить знания детей о родном крае, коренных жителях Кольского полуострова.
  • Продолжать знакомство детей с декоративным творчеством саамского народа.
  • Совершенствовать умение выделять композицию, основные элементы росписи, цвет и использовать их в своих работах.

Предварительная работа: чтение саамских сказок, беседы, экскурсия в Музей камня (выставка народного саамского творчества), аппликация "Украшение рукавички", рисование "Олени", лепка способом пластилинографии "Девочка саамка"

Ход занятия

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться.
Дети: Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро – улыбчивым лицам!
Воспитатель: И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера. (приветствие для гостей)

- Молодцы, ребята, а теперь внимательно меня послушайте. "Далеко-далеко, там, где край земли со студеным морем сходится, есть удивительная страна.
- Летом солнышко здесь не заходит – и ночью светит. А зимой вовсе не показывается, наступает долгая полярная ночь. Зато зимой дивные сполохи горят.

- Словно радуга многоцветная в черном небе колышется, до чего красиво – глаз не оторвать, с места не сойти!" Как вы думаете, о какой удивительной стране я вам рассказала? (ответы детей)
– Да, речь идет о нашем родном заполярном крае, Кольском полуострове. Кто может сказать, какой коренной народ живет на Кольском полуострове? (Саамы)

- Чем они занимаются? Одним из самых красивых животных Севера называют северного оленя. А что вы знаете про оленей, и как они помогают людям?
- Правильно, ребята, олень на севере кормит людей, обувает и одевает.
- Днем саамы работают вместе с оленями, пасут их, рыбу ловят.

- А зимой, в длинную, полярную ночь, сидят они в своих жилищах у очага, шьют одежду из оленьих шкур, мастерят рыболовные снасти и рассказывают детям сказки.
- Много сказок и преданий есть у саамов и передаются они из поколения в поколение. И вот одну из таких сказок мы вместе с вами покажем и послушаем.

Инсценировка по мотивам саамской сказки "Белый олень"

(герои-дети)

Сказочница: Жили на берегу одного озера охотник с женой. Были у них два сына и дочка маленькая. Радовались родители – их сыновья были лучшими стрелками в погосте, а дочка росла, как солнышко, маминой помощницей. Собрались как-то сыны на охоту, а мать с отцом им и говорят.

Мать: Идите охотиться на верхнее озеро, там много оленя-дикого пасется. Подождите, когда стадо оленей ближе подойдет.
Отец: Всякого оленя стрелять можно, но только не троньте вожака стада - белого оленя – Гирваса.
1-й сын: Все сделаем, как вы сказали, выполним ваш наказ.

2-й сын: Не будем мы стрелять в белого оленя.
Сказочница: Пошли братья в лес, видят - большое стадо оленей пасется. А впереди всех – Гирвас.
1-й сын: Как же мы такую добычу упустим? Давай убьем Гирваса – нам все завидовать будут.

2-й сын: Знаешь, брат, такого красивого и сильного оленя не всякий охотник добывал.
Сказочница: Забыли сыновья про родительский наказ. Пустили стрелы. Да, видно опыта охотничьего не хватило – не попали они в вожака, только стадо испугали, разбежались олени по всей тундре.

- А сыновья вернулись домой ни с чем. К вечеру погода в тундре совсем испортилась, потемнело все вокруг, ветер закружил, все вокруг стало серое, мрачное. Отец почувствовал что-то не ладное и решил в лес сходить, а дочка маленькая с ним просится.
Дочь: Возьми и меня с собой, может я тебе помогу.
Отец: Ладно, пошли.

Сказочница: Идут они по лесу, а вокруг все темнее становится, ничего не видно. И тут выходит им навстречу вожак – олень. И говорит.
Гирвас: Крепко обидели меня сыновья твои, нарушили закон тундры – не стрелять в вожака стада. Или ты их учил плохо, или забыли они твой наказ.
Отец: Учил я их, да молодые они еще, позабыли. Что же нам теперь делать?

Гирвас: За то, что нарушили закон тундры, я накажу ваш народ – будете вы жить во тьме глубокой, без света белого и без ярких красок вокруг.
Дочь: Прости ты нас, олень Гирвас, что же нам из-за глупости братьев света белого не видать? Подскажи, как все исправить и вернуть нам свет и яркие цвета?

Гирвас: Вижу хорошая дочь у тебя растет, охотник, так уж и быть, подскажу я вам, как все исправить. Нужно выполнить все мои задания и тогда красота ярких красок и солнечного цвета к вам вернутся. (ребенок отдает сказочнице конверт)
Сказочница: Ну что ребята, поможем исправить ошибку и выполним задания?

Первое задание

Прочитайте, что написано на полярной звезде. (Ловозеро)
- Что это за название такое – Ловозеро? (Центром культурной жизни саамов в России является село Ловозеро. Здесь проводятся различные саамские праздники и фестивали)
- Первое задание выполнили, и я отдаю вам синий цвет.

Второе задание

- Узнаете, что это такое? (саамский флаг)
- Круг отражает форму саамского бубна. А что обозначают 2 полукруга на флаге? (красный полукруг – солнце, а синий – луна)
- Правильно, отдаю вам красный цвет..

Третье задание "Саамские загадки"

  • Лес бежит, земля дрожит. (Оленье стадо)
  • Кто по снегу по траве, носит дерево на голове? (Олень)
  • Один большой костер согревает всю землю. (Солнце)
  • Без крыльев, а летит, без рук, а толкает? (Ветер)

- Третье задание выполнили и я отдаю вам желтый цвет.

Четвертое задание

- Каждому из вас раздам карточки, на которых изображены символы саамских узоров. Внимательно рассмотрите и скажите, что обозначает каждый из этих символов. (четвертое задание выполнили и я отдаю вам зеленый цвет)

Сказочница: Молодцы, ребята, все задания выполнили. Вернули все яркие краски, собрали все цвета.
Воспитатель: Четыре цвета – это основные цвета саамского узора. Давайте, вспомним, о чем нам они могут рассказать?

  • синий – цвет неба и воды, сопки.
  • красный – солнце, символ жизни, очаг, рога оленей.
  • желтый – луна, времена года.
  • белый – чистый снег, тундра, дорога.

Воспитатель: Присаживайтесь за столы. У народов Севера есть добрая традиция.
- Белый олень считался у них священным животным. Приносил людям счастье. Ему никогда не обрубали рога.
- Рождение белого олененка в стаде отмечали большим праздником. Каждый год весной проводится праздник "Слет оленеводов".

- Пастухи – оленеводы соревнуются на оленьих упряжках. На выставке мастерицы украшают оленей, шьют украшение под седло, украшение на голову оленя.
- Саамы маленького олененка называют ласково Пышка. Давайте, мы с вами украсим наших оленят.

- Если посмотреть на образцы саамского орнамента, то видим, что узор простой, состоит из прямоугольников, квадратов, ромбов, кругов и овалов. (показ образцов)
- Перед тем как начать украшать олененка, давайте разогреем пальчики, приготовим их к работе.

Пальчиковая гимнастика "Важенка и оленята"

Бродит в тундре важенка,
С нею - оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно...

Топают по лужам
Оленята малые.
Терпеливо слушая
Наставления мамины.

Воспитатель: Теперь можно приступать к работе. Сели ровно, спина прямая, ноги вместе. Старайтесь выполнять работу аккуратно, не торопитесь.
- Сначала придумайте узор, посмотрите, как и чем его нарисовать. Может вам не только кисточка потребуется, но ватные палочки. (проводиться индивидуальная работа)

- Время подходит к концу, кто уже украсил олененка, наводим порядок на своем месте.

Гимнастика для глаз

Глазки дружно открываем,
Снова крепко закрываем и опять их открываем.
Смело можем показать, как умеем мы моргать.
Головою не верти, влево - вправо посмотри.

Воспитатель: Теперь несите своих оленят на эту полянку. Здесь мы их и поселим, рядом с чумом. Какие у вас олени интересные получились.
- У каждого оленя свой рисунок, орнамент. (проводится анализ работы. Предложить детям выбрать наиболее понравившиеся работы, объяснить свой выбор)
- Теперь Гирвас больше никогда не будет уводить стадо далеко от людей.

Подведение итогов занятия

- Вот и закончилось наше занятие. Скажите, ребята, что вам больше всего понравилось?
- А может какие трудности у вас были?
В конце занятия оформляется выставка "Олень с оленями".

Размер:
19.8 Kb
Скачали:
16