Образовательная область: "Познавательное развитие".
Возраст детей: подготовительная группа (6-7 лет).
Цель:
Задачи:
Предварительная работа: работа с интерактивной доской, разучивание физминутки, отгадывание загадок, беседа о родном крае.
Словарная работа: герб, малая Родина.
Раздаточный материал: различные карточки для самостоятельной работы детей;
Оборудование: мультимедийная доска, презентация "Мой поселок Междуреченский", изображение герба, Малая красная книга, перышки и камушки.
(Дети входят в группу. На ковре встают в круг, берутся за руки)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Николаевна. И сегодня я к вам пришла не одна, а с гостем, давайте поздороваемся с ним. (Стук в дверь, входит Буровичок Югорка)
Буровичок Югорка: Здравствуйте, ребята! Я Буровичок Югорка! Я так много о Вас наслышан, какие вы умные, сообразительные и чтобы это проверить я подготовил для вас интересные задания.
Воспитатель: Ребята! Я знаю, что вы умные, и многое уже знаете. Покажем Югорке наши знания? (Да!)
Буровичок Югорка: А вот и первое задание - отгадать загадку.
По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове.
Рогами защищается –
От врагов спасается. (Олень)
Буровичок Югорка: Правильный ответ. Молодцы ребята.
Воспитатель: А как вы думаете, зачем людям нужны олени, какая от них польза? (Ответы детей)
- Олень – средство передвижения. Там, где не пройдет машина, пробежит олень. (показ иллюстраций)
- Олени – красивые животные. У них длинные стройные ноги, ветвистые рога, А какая гордая осанка у оленя. Олени не боятся холода, их тело покрыто густой теплой шерстью. Ханты ездят на оленях. Для езды они запрягают по 2-3 оленя, это называется оленьей упряжкой. Олени нужны людям, они их кормят и одевают, служат транспортом.
Буровичок Югорка: Ребята, отгадайте следующую загадку:
В доме лишь одна стена,
Очень круглая она
До того она кругла –
Ни единого угла. (Чум)
Дети: Это Чум
Буровичок Югорка: Совершенно верно – это Чум. - Что такое чум?
Дети: Дом хантов – оленеводов.
Воспитатель: Верно, чум – жилище хантов – оленеводов. (выставляет макет чума)
- Даже жилье хантов в тайге – чум – делается из оленьего меха.
- Чум похож на шалаш. Делают его из жердей, а вверх покрывают оленьими шкурами. Чум ханты часто разбирают и перевозят на другое место.
Воспитатель: Подумайте и скажите, в каком поселке мы живем?
Дети: Мы живем в поселке Междуреченский.
Воспитатель: Поселок Междуреченский находится, в каком округе?
Дети: Поселок Междуреченский находится, в Ханты Мансийском Автономном округе – Югра.
Буровичок Югорка: Правильно, в Ханты Мансийском Автономном округе – Югра. (обращает внимание детей на карту)
- Задание 2. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на это изображение. Что это такое?
Дети: Это герб.
Воспитатель: Многие города, районы, области округа имеют свой герб. Герб - это отличительный знак данной местности. И наш Кондинский район тоже имеет свой герб. Какие два цвета вы видите на гербе?
Дети: Синий и зеленый.
Воспитатель: Что обозначает зеленый цвет?
Дети: Цвет нашего леса, тайги.
Воспитатель: А что обозначает синий цвет?
Дети: Цвет многочисленных рек, озер.
Воспитатель: На гербе имеется изображение золотого кедра. Что оно означает?
Дети: Золотой кедр – символ плодородия, долголетия, богатства лесов.
Буровичок Югорка: Молодцы ребята, вы много знаете о своем районе, его богатствах.
Воспитатель: А сейчас пришло время немного отдохнуть и сделать физкультминутку. (приглашаем Буровичка Югорку)
Физкультурная минутка "Моя тундра"
(отрывок из стихотворения Василия Ледкова "Моя тундра")
Ты еще не видел чуда - (Правая рука согнута в локте и лежит на ладони левой руки. Грозим указательным пальцем)
В нашей тундре не был? (Разводят руки в стороны и удивляются)
Приезжай к нам без опаски (Держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок)
Слушать шорох зимней сказки, (Пальцы в "замочек" - круговые вращения)
Слушать звон копыт по насту (Перебираем пальцами обеих рук по столу)
Приезжай. Мы встретим лаской. (Держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок)
Здравствуй! (Развести ладошки вертикально)
Буровичок Югорка: Вот мы с вами и отдохнули, а у меня для вас есть следующее задание…
Дидактическая игра "Символы нашего поселка"
Цель: развить логическое мышление, память дошкольника.
Материалы: герб или флаг поселка и района, разделенные на несколько деталей. При этом ребенку даются и лишние элементы.
Игровое действие: дети должны собрать необходимую композицию. Проводить эту процедуру можно также в виде соревнования нескольких команд. Та команда, которая правильно соберет символику, должна объяснить элементы, изображенные на ней, а также историю их возникновения.
Буровичок Югорка: Молодцы ребята вы отлично справились с этим заданием.
- Задание 4 "Малая красная книга".
Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в "Красную книгу". Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.
Материал: "Малая красная книга", составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц.
Буровичок Югорка показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют и рассказывают о них.
Буровичок Югорка: Как здоровы вы справились и с этим заданием. Мне так нравится с вами играть. Вы большие молодцы! Готовы к следующему заданию?
Дети: Да готовы.
Совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей (Работа с интерактивной доской)
Буровичок Югорка: Задание 5. Ребята, наш округ богат лесом, изобилием животных, птиц.
- Чем еще богат наш округ?
Дети: нефтью, газом.
Буровичок Югорка: Как вы думаете, зачем людям нужна нефть? (ответы детей)
Как называется профессия людей, которые добывают нефть?
Дети: нефтяники.
Буровичок Югорка: Зачем людям нужен газ?
- Как называется профессия людей, которые добывают газ?
Дети: газовики.
Воспитатель: Самое главное богатство нашего края - это люди.
Буровичок Югорка: Ребята послушайте стихотворение, которое написала наша землячка Людмила Нагаева.
Буровичок Югорка читает стихотворение:
Когда впервые увидала
Кондинских далей горизонт,
Я с восхищеньем озирала
Озер бескрайность и болот.
Меня пленил простор широкий
Из сказок бабушки Анне
И шелест речки синеокой,
Кедрач высокий на горе. (Слайд фоном - природа)
Воспитатель: Эта красота, эти бескрайние леса, эти полноводные реки даны нам свыше. А наши деды и прадеды сохранили их для нас. А теперь наша очередь - беречь, хранить, защищать родную природу. Что мы для этого должны сделать?
Дети: любить ее, беречь каждый кустик, дерево, травку, защищать, сохранять ее богатства, работать, трудиться, не давать загрязнять леса, реки, не допускать пожаров.
Буровичок Югорка: Молодцы ребята, вы со всеми заданиями справились и доказали, что вы самые умные, а сейчас нам пора прощаться, очень рад был встрече с вами. До свидания ребята! (Уходит)
Воспитатель: Посмотрите ребята у меня на тарелочках лежат перышки и камушки. Как вы думаете, что они могут обозначать?
- Правильно. Они помогу нам определить, кому было легко на занятии. А кому тяжело. (Опрос детей, почему они взяли перышко или камушек, где было трудно, а где нет)