Цель занятия - обогащение знаний детей о мире изобретений.
Задачи:
Предварительная работа: чтение сказки Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей".
Материалы: предметные картинки (самолет, птица, стрекоза, вертолет, подводная лодка, акула, ласты, тюлень, шланг, слон, оса, шприц); презентация с портретами изобретателей и их изобретений; палочки Кюизенера, изображения в виде раскрасок.
Дети стоят полукругом возле картинки, прикрепленной на доску. Воспитатель показывает картинку героев из повести "Приключения Незнайки и его друзей" перечисляет их имена: Пилюлькин, Сиропчик, Тюбик, Знайка и др.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли герои произведения Н. Носова, у вас есть любимые герои? (ответы детей)
- Кто это изображен? (показывает на Винтика и Шпунтика)
Дети: Это Винтик и Шпунтик.
Воспитатель: Правильно. А какое их любимое занятие? (Они любят все чинить и изобретать)
- Ребята, скажите, кто такие изобретатели? (люди, которые создают новые вещи и улучшают уже существующие предметы)
- Какими качествами должен обладать изобретатель? (они умные, трудолюбивые)
- Верно, но, чтобы изобретать, человеку нужно много учиться, хорошо разбираться в том, над чем он работает.
- Многие изобретатели смотрели вокруг: на природу, животный мир и у них получалось новое изобретение. (Дети проходят за столы и садятся парами)
Игра в парах "На что похоже?"
На столе у детей лежит карточка с изображением изобретения человека. На доске висят карточки с насекомыми и животными. Дети берут карточку и ищут изобретение, сходное с животным.
Карточки: самолет - птица, стрекоза - вертолет, парашют - одуванчик, подводная лодка - акула, ласты - тюлень, шланг - слон, оса - шприц.
- Ребята, вы хорошо справились с заданиями, и я вас хочу познакомить с настоящими изобретателями.
Воспитатель: Люди изобретали и продолжают изобретать разные вещи по всему миру.
- Сегодня я вам расскажу о великих изобретателях, которые родились и жили в нашем городе Балаково в далеком прошлом. (Воспитатель оказывает портреты изобретателей в презентации)
- Жили когда-то давно в Балаково Федор Блинов и Яков Мамин. Что они изобрели отгадайте загадку: "Какой конь землю пашет, а сено не ест?" (трактор)
- Федор Блинов изобрел трактор на гусеницах. Но позднее Яков Мамин изобрел еще тракторы и назвал их "Гном" и "Карлик".
- Они были маленькие и без гусениц. Люди были рады изобретениям, потому что трактор облегчил их труд. До трактора люди пахали землю на лошадях и тратили много времени и сил. В нашем городе трактору "Гном" поставлен памятник.
- Ребята, давайте выполним индивидуальное задание на ориентацию "В какую строну едет синий трактор?" (Дети разукрашивают кружок синим цветом, если трактор едет вправо и красным цветом, если трактор едет влево)
Тара – тара–та–ра–ра
Выезжают трактора (шагают на месте топающим шагом)
Будем землю пахать, (имитируют работу плуга)
Будем рожь засевать, (делают разбрасывающие движения руками, будто сеют)
Будем рожь молотить, (руки в кулачках вращаем перед грудью)
Малых деток кормить. (имитируют качание младенца)
Воспитатель: Ребята, для чего нужен трактор? (дети отвечают)
- Правильно. Косить сено, его вывозить и грузить. Привоз воды. Пахать огороды и поля. Возить дрова. Посев полей.
- Из большого числа машин, используемых в хозяйстве, тракторы занимают одно из первых мест.
- Они помогают механизировать процессы в сельскохозяйственном производстве, служат для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, для транспортных целей и многих других.
- Ребята, предлагаю выполнить следующее задание: сложить трактор по образцу из палочек.
Игры с палочками Кюизенера
Воспитатель: Я продиктую вам слова, а вы ответьте, как можно их назвать одним словом: машина, поезд, корабль, самолет, метро, троллейбус.
- Назовите виды транспорта. (водный, наземный, воздушный)
Дидактическая игра "Едет, плывет, летит"
Дети делятся на подгруппы и подходят к столу, образуя круг. Дети берут в руки картинку и выкладывают ее с соответствием места передвижения: самолет - небо, машина - земля, лодка - вода и т.д.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю самим побыть настоящими изобретателями.
- Выберите вещи, которые вы бы хотели дополнить. Сделать удобнее, усовершенствовать.
Детям на выбор предлагаются изображения: велосипед, стол, зонт, сумка, машина, стул. Дорисуйте карандашами детали, которые по вашему мнению улучшат эти простые вещи.
После того как дети закончат работу, получившиеся картинки рассматриваются, и дети делают выводы, как преобразились предметы, насколько удобнее они стали.
- Ребята, наше занятие заканчивается, хочу напомнить фамилии людей, которые прославили наш город - Федор Блинов и Яков Мамин.
- Что они изобрели?
- Зачем люди изобретают?
- Хотели бы вы что-нибудь изобрести в будущем?
- Что вы будете для этого делать?
- Молодцы, у вас все обязательно получится!