Цель занятия: расширение представлений старших дошкольников о диких животных.
Задачи:
Предварительная работа:
Оборудование: карточки с изображением диких животных, перфокарты с вставками изображения животных и предметами питания, счетные палочки, картинки с силуэтами животных, карточки с изображением домашних и диких животных, пазлы "Части животного".
Дети стоят на ковре.
Воспитатель: Доброе утро, ребята. Предлагаю вам объединиться в пары, подойти ко мне и сказать, почему именно с ним встали в пару.
- Почему Саша встал с Мишей? Катя с Мариной? (Ответы детей)
- Каждой паре предлагаю взять по карточке с изображением животных.
- Рассмотрите картинки и найдите лишнюю, снимите картинку и прикрепите на доску. (Каждая пара снимает наклейки с изображением животных и приклеивает на доске)
Дети стоят у доски свободно.
Воспитатель: Ребята, мы уже много раз составляли интеллект-карту. А сегодня ребята из соседней подготовительной к школе группы попросили составить интеллект-карту.
- О чем она будет, вы догадаетесь, если посмотрите внимательно на доску.
- Что объединяет всех животных, изображенных на картинках? (Это дикие животные)
- Сегодня будем говорить о диких животных, нам необходимо составить интеллект-карту, т.е. собрать всю информацию об этих животных.
- После каждого задания мы будем получать информацию, выставлять символы на доску и в конце занятия должна получиться интеллект-карта.
- С чего начнем составлять интеллект-карту? (Описания внешнего вида)
- Выполнять первое задание будете парами, они у нас уже есть.
Дидактическое упражнение "Подбери картинку"
Дети парами получают конверты, в которых рассыпанные картинки-пазлы.
Воспитатель: Посмотрите, выложите содержимое конверта на стол. Необходимо собрать картинку с изображением животного.
- Какие части тела служат для передвижения животного? (ответы детей)
- У кого лапы? У кого ноги? У кого копыта? Чем отличается голова Лося?
- Характерное отличие лисы от других животных. Почему тело животных покрыто шерстью?
- На примере дикого животного "Медведь" составим интеллект-карту о животных.
- Я располагаю на доске силуэт животного, ставлю стрелку и размещаю картинки с силуэтами частей тела. Таким образом, мы начали составлять интеллект-карту.
Дидактическое упражнение "Семья"
Дети стоят парами.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое "Семья"?
У животных тоже есть семья. Каждая пара возьмет с доски карточку с изображением любого животного и подберет членов семьи для одного животного.
Дети берут карточки с изображением медведя, лисы, зайца, лося, кабана, волка. На другом столе лежат картинки с изображением детенышей и взрослых особей. Дети расставляют картинки на мольбертах.
- Приглашаю всех проверить, как составили звериную семью Саша и Игорь. Назовите членов семьи. (Медведь, медведица, медвежата. Дети по очереди называют семьи животных)
- Вы успешно выполнили задание, кто хочет выставить на доску картинку с изображением силуэта животного? (Вызванный ребенок прикрепляет стрелку и помещает еще несколько силуэтов поменьше, что они означают? У каждого животного есть детеныши)
Дидактическое упражнение "Кто, где живет"?
Дети сидят за столом.
Воспитатель: У каждого из нас есть свой дом. Как вы думаете, где живут дикие животные? (В лесу, в берлоге, под кустом…)
- Перед вами счетные палочки, которые помогут вам построить жилище для животных.
- А для кого вы построили жилье, мы попробуем догадаться. (Дети индивидуально из палочек выкладывают макеты куста, берлоги, норы, дерева)
- Приглашаю всех пройти к столам и рассмотреть макеты. Что построил Саша? Для кого?
- Сколько палочек ты использовал для постройки? А Игорь? Для какого животного?
- На что похожа постройка Артема? Кто живет здесь? Сколько палочек тебе нужно для макета?
- Как вы думаете, что нужно поместить на доску к интеллектуальной карте?
Картинку с изображением домика. Приглашенный ребенок прикрепляет стрелку и изображение домика. (берлоги)
Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы еще не указали в интеллект–карте о животном? (Чем питаются?)
- Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю всем разделиться на группы.
- В 1 группе будут дети, у кого день рождения в холодное время года. Это когда? (Осенью и зимой)
- Ребята, подойдите ко мне, это 1 группа. А в другую группу войдут все остальные ребята. Сколько групп детей получилось? (Две)
- Каждая группа подойдет к своему столу. На столе перфокарты. Вам необходимо обсудить все с ребятами и соединить картинки в окошечках, ответив на вопрос: Кто чем питается?
- Проверяем, чем питается Заяц? Лиса? Лось? Кабан? В какие две группы можно объединить животных по способу питания? (Хищники и травоядные)
- Какие силуэтные картинки помещаем на доску? Кто поработает у доски? (Стрелку, куст, косточку)
- Практически у нас готова интеллект-карта. Я вас приглашаю в кинозал. В зале 3 ряда.
- На первый сядут дети, у кого есть в семье сестренка, на второй - кто родился летом, на третий – все остальные ребята.
- Предлагаю посмотреть презентацию о взаимодействии человека и диких животных.
- Какую роль играет человек в жизни диких животных? (Лесничий помогает с едой: сено, ветки, соль, зерно; лесник ведет учет животных; охотник отстреливает нездоровых зверей, тех, кого стало много, они мешают жить животным и человеку)
Показ слайдов сопровождается рассказом воспитателя.
Воспитатель: Я хотела бы проверить, как вы запомнили информацию о диких животных.
Для этого каждый из вас возьмет картинку с изображением того животного, о котором узнал сегодня что-то новое и прикрепит на интеллект-карту, дополнив информацию. (Дети прикрепляют картинки, сопровождая свое действие коротким рассказом или предложением)
Воспитатель: Сегодня мне понравилось работать с вами, вы были активными, внимательными, предлагали много интересной информации. Всем спасибо.
- Теперь интеллект-карту мы предложим ребятам соседней группы, чтобы они могли составить рассказы и собрать информацию о других животных.