Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Таинственное болото"

Цель: формирование познавательного интереса к миру живой природы.

Задачи:

  • закрепить знания детей о водоемах, уточнить понимание понятия "болото";
  • познакомить с особенностью животного и растительного мира болот;
  • формировать представление о болотах как части природы, об их ресурсах и значении для человека и Земли.

Словарь по теме занятия: "болото"; "среда обитания"; "природные запасы", "торф", "торфяник", "горючее ископаемое".

Оборудование и материалы: иллюстрации (болото, лягушка, журавль, цапля, утка, выдра, лось, уж, комары, стрекоза, улитки, пиявка), карточки к игре "Четвертый лишний", листы зеленой бумаги, фломастеры.

Ход занятия

Мотивационный этап

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в этот солнечный денек.
На улице наступила долгожданная весна, и мы все рады ее приходу. Давайте встанем в круг и поделимся друг с другом своим хорошим настроением и улыбкой.

Приветствие "Солнечные лучики"

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Мы все дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.
Как заботиться – мы знаем.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!

Деятельностный этап

За дверью группы слышатся звуки какого-то плача.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, мне кажется, кто-то плачет. (В группу входит заплаканный лягушонок)

- Малыш, почему ты так горько плачешь?
Лягушонок: Здравствуйте, дети. Мне совсем негде жить. Раньше я со своей семьей жил на болоте.

- Оно было прекрасное, там было сыро и много еды. (показывает иллюстрацию болота)
- Но люди решили, что оно противное и никому не нужное. Приехали машины, засыпали его землей, осушили и разравняли.
- Как же мне теперь быть, ведь если исчезнут все болота, то мы, лягушки, погибнем!

Воспитатель: Ребята, скажите, а что такое "болото", разве оно не нужно в природе? (Ответы детей)

Ни море, ни земля,
Корабли не плавают,
И ходить нельзя.

- Так говорят о болоте. Болото образуется во впадинах в земле – низинах, откуда вода не стекает и застаивается.
- В болоте вода стоячая, поэтому она постепенно зарастает мхами, осокой и водорослями. Отмирая, эти растения образуют толстый слой ила на дне.

- Ходить по болотам очень опасно. Болота нужны природе так же, как другие водоемы.
- Осушение болот наносит огромный вред природе, ведь погибают растения и животные, которые раньше в них обитали.

Лягушонок: Правильно, а сколько моих друзей осталось без дома!
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в такую игру. Вы называете обитателя болот и описываете его, отвечая на вопрос: какой? какая? какое?

Дидактическая игра: "Какой? Какая? Какое?"

Воспитатель сопровождает вопрос показом иллюстрации.

  • Лягушка – зеленая, мокрая, прыгучая …
  • Журавль – серый, длинноногий, крылатый …
  • Цапля – серая, длинноногая, длинноносая …
  • Утка – водоплавающая, пернатая, коротконогая …
  • Выдра – острозубая, меховая, хвостатая …
  • Лось – большой, рогатый, копытный …
  • Уж – длинный, гибкий, ползающий …
  • Комары – мелкие, кровососущие, летающие …
  • Стрекоза – летающая, большеголовая, пучеглазая …
  • Улитки – ползающие, медленные, склизкие …
  • Пиявка - липкая, склизкая, кровососущая …

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо знаете обитателей болот.
Лягушонок: Я же говорю, что мое болото уникальное. А знаете, сколько там растет различных растений!
Воспитатель: Знаем, дорогой наш друг, и с удовольствием тебе расскажем.

- На болотах мало видов деревьев, а те, которые есть, низкорослые. Много уникальных растений: хищная росянка, мхи - кукушкин лен, сфагнум.
- На болоте растут 240 видов лекарственных растений: сфагновый мох (обеззараживает раны), ягоды клюквы, морошки и голубики, черники (обладают лечебными свойствами), пушица, багульник.

- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру "Четвертый лишний", чтобы убедиться в ваших знаниях растительного мира болот.

Дидактическая игра "Четвертый лишний"

На столе разложены карточки. По желанию дети берут карточку и называют лишнее растение, которое нельзя встретить на болоте.

  • Дуб – мох – клюква – пушица - черника.
  • Ольха – мох – василек – морошка.
  • Багульник – брусника – кукушкин лен – кувшинка.
  • Карликовая береза – росянка – тополь – брусника.
  • Осока – рогоз – голубика – кедр.

Лягушонок: Ай да, ребята, ай да молодцы. Вот так удивили меня. Раньше я думал, что лучше меня никто не знает мой дом.
Воспитатель: Вот видишь, лягушонок, я же говорила тебе, что наши ребята - настоящие знатоки!
Лягушонок: Ребята, мне даже немножко веселее стало, и я хочу показать, как мы лягушки радуемся на болоте.

Физкультминутка "Две лягушки"

Видим, скачут по опушке (повороты в стороны)
Две зеленые лягушки. (полуприседания вправо-влево)
Прыг-скок, прыг-скок, (переступание с носка на пятку)
Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки, (руки на поясе, полуприседания вправо-влево)
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались. (выполнять движения в соответствии с текстом)

Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо наклонялись, влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет, (ходьба на месте)
Всем друзьям физкультпривет!

Воспитатель: Ребята, как здорово вы повеселились!
Лягушонок (плача): С вами хорошо, но дома-то моего нет. Какая вам, людям, польза от моего болота, да и мы, лягушки, вам не нужны?!
Воспитатель: Что ты, дорогой друг, послушай ребят, они тебе все расскажут.

Дидактическая игра "Продолжи предложение"

  • ­Болота накапливают и хранят в себе … (пресную воду)
  • ­Из болот берут начало многие полноводные … (реки)
  • ­Служат местообитаниями многих видов … (растений и животных, в том числе редких)
  • ­Болота поглощают из атмосферы … (углекислый газ), а выделяют кислород в 10 раз больше, чем способен переработать один гектар леса или луга.
  • ­Главная ценность болот – это образуемый в нем … (торф)­
  • Торф – это … (удобрение, горючее топливо, подстилка для скота)

Воспитатель: А вы, лягушки, нам очень нужны. Правда, ребята?
- Что было бы, если бы на болоте исчезли все лягушки?

- Вот видишь, лягушонок, как много мы с ребятами знаем про твой дом. Мне кажется, я знаю, как тебе помочь.
- За городом есть одно небольшое живописное болото, я тебя с удовольствием туда отвезу. Там ты найдешь много новых друзей.

- Но, чтобы тебе нескучно было ехать туда одному, мы с ребятами сделаем тебе друзей, таких же зеленых и красивых, как ты.
Воспитатель приглашает ребят за столы, где они по схеме делают оригами "Лягушка" из заготовленных листов бумаги.

Лягушонок: Спасибо вам, ребята, за новых друзей и заботу. Я рад, что попал к вам в группу
- Вы удивили меня своими знаниями, и теперь я уверен, что вы никогда не нанесете вред моему родному болоту. До свидания, друзья.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие?
- О чем мы сегодня говорили?

- Что нового вы узнали о болоте?
- Какую пользу оно приносит природе?

Размер:
22.52 Kb
Скачали:
13