Конспект тематической беседы "Космос и космическое пространство"

Конспект тематической беседы "Космос и космическое пространство" для средней группы направлен на формированию целостной картины мира дошкольников.

Цель: формирование представления детей о космосе, профессии "космонавт", о первом космонавте - Юрии Гагарине, о понятии "космическое пространство".

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с понятием "космос", расширять познания детей о солнечной системе, содействовать развитию воображения и мышления;
  • способствовать развитию познавательных интересов к окружающему миру, памяти, внимания, крупной моторики;
  • воспитание патриотизма, гордости за свое отечество, уважения к профессии космонавт; обеспечить условия для воспитания здорового поколения, воспитывать желание вести здоровый образ жизни, быть сильными, смелыми.

Предварительная работа:

  • наблюдение за небом (солнце, луна);
  • рассматривание иллюстраций;
  • совместная работа с родителями – понаблюдать с детьми за звездным небом.

Материалы к занятию: презентация "Космос и космические просторы", проектор, ноутбук, игрушка (собачка) Белка, иллюстрации с изображением космоса.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в необычное путешествие? (да!)
- Наше путешествие будет не просто необычным, оно будет увлекательным, познавательным и волшебным!

- Для этого нам нужно будет переодеться в специальные костюмы, сесть в необычный летательный аппарат и произнести волшебное заклинание - "Поехали!"
- Ну, что, полетели!? (да!)

Беседа о космосе

Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто к нам стучится в двери, лает, машет весело хвостиком и тоже хочет отправиться с нами в путешествие? (Ответ детей: Это собачка!)
- Да, это собачка, а зовут ее Белка!

- И она нам сейчас расскажет интересную историю!
Белка: Гав, гав. Ребята, здравствуйте, возьмите, пожалуйста, мня с собой в путешествие!
- Я вам расскажу много интересного про космос, тем более мне посчастливилось там побывать одной первой!

Пальчиковая гимнастика

- Но сначала давайте разомнем наши пальчики, сделаем пальчиковую гимнастику, чтобы подготовиться к настоящему полету в космос.

Кто у нас любимый самый?
Ложку первую за маму.
А вторую за кого?
Да за папу твоего,

За кого же третью ложку?
За веселую матрешку!
Съешь за бабу, съешь за деда,
За мальчишку - за соседа.

За подружек и друзей,
Съешь побольше не жалей!
За котенка, за Тимошку

Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!

Белка: Молодцы, ребята, теперь вы готовы к путешествию.
Воспитатель: И так! Просим всех одеть специальный костюм - скафандр, занять места в космическом корабле, пристегнуть ремни безопасности.
- Пока продолжается наш полет, можно смотреть в окно - иллюминатор, и теперь все вместе говорим волшебное заклинание: "По-е-ха-ли!"

- Рада приветствовать вех на нашем космическом корабле! Наш корабль совершает полет в неизвестный и загадочный космос! Так что же такое космос? (Дети высказывают свои варианты)
Белка: Космос - это бесконечное пространство вокруг нашей планеты, которое включает различные космические тела, а именно: звезды, планеты Сонечной системы, астероиды, комет и даже инопланетные формы жизни.

Воспитатель: Все планеты и звезды движутся в космосе в определенной последовательности - вокруг своей оси и вокруг большой и самой яркой планеты - Солнца.
- Все планеты имеют форму шара, но тем не менее, они не похожи друг на друга.
- Одна планета очень холодная, другая, наоборот – очень горячая, на третей планете вместо воздуха ядовитый газ.

Воспитатель: Ребят, а как называется наша планета? (Земля!)
Белка: Да, наша планета называется – Земля! Она, по сравнению с другими планетами, не очень большая.
- Только на нашей планете есть вода, воздух и она пригодна для жизни. Посмотрите, какая она красивая!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чтобы немножко заглянуть в космос, можно поздно вечером посмотреть в безоблачное небо и увидеть много маленьких звезд, которые находятся от нас очень высоко в небе, это и есть космос.

- А что бы рассмотреть их поближе, нужно посмотреть в специальный прибор - телескоп.
- На самом деле, звезды – это большие шары из газа, почти как воздушные, только огромных размеров, но мы их видим очень маленькими, потому что расстояние от нас до звезд очень большое!

- Ребята, а вы знаете, почему нашу систему называют Солнечной? (ответы детей)
Белка: Так как все планеты в нашей системе вращаются вокруг Солнца, поэтому ее называют "Солнечной".

- Ребята, ученые говорят, что наша Солнечная система образовалась после взрыва других планет. Сначала из газового облака появилось Солнце, а потом из пыли и газа - планеты.
- Земля, например, сначала была огненной, а потом застыла и стала каменной пустыней. Только спустя многие тысячелетия на ней появилась вода, воздух, и соответственно жизнь.

Воспитатель: Практически у всех планет есть естественные спутники-это маленькие планеты, которые вращаются только вокруг этой планеты.
- У нашей планеты есть спутник - Луна! Ее тоже можно увидеть в темное время суток, в безоблачном небе.
- Она имеет желтый цвет, и повернута к вам всегда одной стороной.

Белка: А еще Луна очень веселая и играет с вами в "прятки" - каждый день она выглядит по-разному. Если она полностью спрячется от вас, то вы ее совсем не увидите.
- А если передумает прятаться- то вы можем любоваться ее необычной красотой, вооружившись специальными приборами, или можно посетить Планетарий!
- Это специальное учреждение, в котором показывают и рассказывают про космос!

Физминутка

Воспитатель: А теперь давайте сделаем физмиутку и заодно познакомимся с другими планетами нашей Солнечной системы!

По порядку все планеты
Назовет любой из нас: (исходное положение: стоя, руки вниз, ноги на ширине плеч)
Раз – Меркурий, (руки вперед)

Два – Венера, (руки вверх)
Три – Земля, (руки в стороны)
Четыре – Марс. (руки вниз, и.п.)

Пять - Юпитер, (присели на корточки)
Шесть – Сатурн, (выпрямились)
Семь – Уран, (подпрыгнули)

За ним – Нептун. (исходное положение, рук на пояс)
Он восьмым идет по счету. (подпрыгнули, ноги в стороны)
А за ним уже, потом, (подпрыгнули, ноги в и.п)

И девятая планета (вдохнули, встали на носочки, потянулись вверх)
Под названием Плутон. (вернулись в и.п., выдохнули)
(А. Хайт)

- Молодцы, наш полет на космическом корабле продолжается!
Белка: Ребята, мы с моей сестренкой Стрелкой были одними из самых первых животных, которые не просто полетели в космос, но и благополучно прилетели обратно! (Белка улыбается)

- И только после того, как мы благополучно приземлились на Землю, в космос полетел первый в мире человек - Юрий Алексеевич Гагарин!
- Его первый полет вокруг Земли продолжался 108 минут, он сделал один оборот вокруг планеты на корабле "Восток-1".

- Чтобы вам было более понятно, то за время вашего сончаса корабль может облететь два раза вокруг Земли. А наш первый полет со Стрелкой продолжался 25 часов, и мы 17 раз облетели вокруг Земли!

Воспитатель: Космонавт - это человек, который работает в космическом корабле или в открытом космосе.
- Космонавтами становятся очень выносливые люди, которые несколько лет тренируются, привыкают к перегрузкам и только после этого они могут лететь в космос.

- Удивительно, но в космосе нет силы притяжения, те есть там нельзя упасть на пол, как это происходит на земле.
- Из-за этого мышцы слабеют, поэтому космонавтам приходится даже в космическом корабле постоянно тренироваться, чтобы оставаться сильными и готовыми к любым испытаниям.

Белка: И еще очень интересный факт о космонавтах: они не могут дотронуться кончиком пальца до носа, питаются едой из тюбиков, спят пристегнутыми к ракете с постоянным ощущением падения и никогда не плачут, потому что вода в космосе прилипает к лицу, а не растекается.

- А еще в космосе очень тихо, там нет звуков, потому что нет воздуха! Вот примерно так же тихо должно быть у вас, ребята, на занятиях! (Белка улыбается и говорит шепотом)
Воспитатель: Наша страна стала первой, кто смог покорить этот неизвестный и загадочный мир.

- Это было очень важным событием для всех людей нашей планеты.
- Мы теперь можем не только узнавать, какая погода нас ждет завтра, но и можем заботиться о наше Планете, наблюдая за ней в специальные приборы со спутника: беречь ее, тушить пожары и предотвращать наводнения.

- Спутник - это специальный космический прибор, который летает вокруг нашей планеты.

Рефлексия

Воспитатель: Ну что ребята, ну вот мы с вами и совершили интересное путешествие и узнали много нового о космосе! (педагог перечисляет самые интересные факты о космосе)
Белка: Надеюсь, вам понравилось путешествовать со мной на космическом корабле и в следующий раз мы с вами полетим к далеким звездам из других галактик! До свидания!

Воспитатель: Давайте, ребята, поблагодарим нашу необычную гостью за интересный рассказ и увлекательное путешествие, скажем Белке: "Спасибо" и "До новых встреч!"

Размер:
21.3 Kb
Скачали:
8