Программное содержание:
Материал и оборудование:
Предварительная работа:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
- Возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
Звучит русская народная музыка, воспитатель предлагает детям пройти и посмотреть, что там происходит. Дети подходят к столу и видят Федю за занятием (куклу в народном костюме) – сидит с ножницами, что-то мастерит.
Перед ним стоит макет бумажного домика.
Воспитатель: Здравствуй, Феденька! Чем это ты занят? (наклоняется к Феде, слушает, что он говорит)
- Да вот, хочет Дуняше домик деревенский смастерить, пусть полюбуется, какие красивые домики в деревне у его бабушки Арины есть.
- Ой, какое хорошее занятие ты себе придумал! А можно мы тут у тебя присядем и побеседуем с ребятами. У нас разговор будет интересным, заодно и ты послушаешь. (дети садятся)
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим, о том, как жили в старину люди на Руси.
- Сегодня вы узнаете, как русская изба строилась.
- А вам знакомо слово – деревня? (дети высказываются)
- На Руси в старину говорили не "строить", а "рубить" избу. Давным-давно, люди строили себе дома из дерева. Назывался такой дом – изба.
- А место, где были построены деревянные дома, так и называлось – деревня, от слова дерево, потому что дома были деревянные. Давайте вместе скажем это слово. (Деревня)
- Рубить избу – дело нелегкое, одному не справиться.
– Как же люди выходили из положения? (Рассуждения детей)
– Надумает мужик избу рубить, пойдет по соседям. Зайдет в избу, поклонится хозяевам и скажет: "Люди добрые, соседи мои любезные! Сделайте одолжение, приходите завтра с рассветом ко мне на помочь, избу рубить".
- Наследующий день, чуть солнышко засветит, со всей деревни спешит народ на помощь своему соседу. Мужики за топоры брались, а женщины за приготовление угощения.
– Деревья сначала очищали от коры, сучьев. Бревна составляли между собой очень плотно – так, чтобы щелочки не видать. Это делали плотники.
Показ силлюстраций: строительство избы.
– На бревнах проставляли зарубки – порядковые номера. Если требовалось,
избу могли разобрать по бревнышку, перевезти в другое место и снова собрать. Все делалось с помощью одного инструмента – топора.
- Есть русская пословица "Не взявшись за топор – избы не построишь".
- Ребята, как вы понимаете значение этой пословицы? (ответы детей)
- Раньше топор был единственным орудием труда у мастеров. Топором деревья рубили, топором сучья рубили, топором кору стесывали, и даже когда избу складывали, только топор и помогал.
- Ребята, что то мыс вами засиделись, пойдемте немного разомнемся!
- А вы не хотите ли вы стать плотниками?
- Но для начала нам нужно размяться.
Дидактическая игра "Что нужно для работы плотнику?"
Выбор картинок с изображением инструментов для плотницкой работы.
- Молодцы ребята. Присаживайтесь.
- И не случайно на Руси помнят поговорку: "Кончил дело – гуляй смело".
- Закончат избу рубить помощники, хозяйка всех к столу приглашает, а там уже множество угощений.
- Вот так на Руси сложилась добрая традиция – помогать друг другу. А получила она название "помочь".
- Помогали люди друг другу не только избу рубить, но и поле пахать, и сено косить, и урожай собирать.
- И эта традиция сохранилась до сих пор. И сейчас люди приходят на помощь друг другу.
- Вот в таком деревянном доме живет Федина бабушка, хотите посмотреть? (показ видео)
- Ну как, понравилась вам бабушкина деревня?
- Избы как бы хвастаются друг перед другом.
- Я красивая, - говорит одна.
- А я – еще красивее, - говорит другая.
- Правда? И украшены все по-разному. Давайте поможем Феде достроить подарок для Дуняши. И сделаем мы это с помощью загадок.
- А давайте станем свами мастерами? Вы согласны? (да!)
- Ведь оформляли дом мастера, от слова мастерить.
- Итак, первая загадка.
Мы для дома – вроде глаз,
Он совсем слепой без нас!
- Что это ребята? (окна)
- Правильно, это окна.
- Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. Обратите внимание, какие нарядные избы, словно русские красавицы.
- И действительно, избу раньше сравнивали с русской девушкой. Ее также наряжали, словно красну. В первую очередь украшали "лицо" избы, ту стенку, что смотрела на улицу.
- Скажите, ребята, что самое заметное на нашем лице?
- Правильно, глаза. А самыми заметными на лице избы были окна. Каждое окно было непременно украшено.
- Наши глаза украшают ресницы, а окна украшали – наличники. Накладывали их на лицо, поэтому название – наличники.
- Повторите. (дети повторяют)
- У окон есть ставни (показ), проходя мимо, каждый мог видеть: открыты утром ставни, значит хозяева уже встали, а закрыты – значит, еще спят или их нет дома.
- Давайте вместе скажем "ставни". (крепим окно на дом с помощью липучек)
- Ребята давайте сделаем зрительную гимнастику, смотрите на экран и повторяйте.
- А вот еще загадка:
Пока ее за ручку, рукою не возьмешь,
Ни из дому не выйдешь,
Ни в дом не попадешь! (дверь)
- О чем эта загадка?
- Правильно, это дверь. Хозяин, живущий в доме, отворяя дверь каждому приходящему говорит: "В доме расписном я живу, в избу всех гостей я приглашу!" (ребенок крепит дверь на дом)
И еще есть загадка для вас.
Крутая гора,
Что ни шаг, то нора. (лестница)
- Как вы думаете, о какой части дома эта загадка?
- Верно, ребята, это лестница, которая вела на крыльцо.
- Теплыми вечерами собирались на крыльце, посидеть, поговорить, обсудить новости.
- Так и говорили: "Жить в соседях, быть в беседах".
- Скажи, Настя, как называется место, где собирались поговорить?
- Иди, прикрепи крыльцо к нашему дому.
- Вот мы и помогли Феде достроить подарок для Дуняши.
- Построить дом нелегкое было дело, но избу нужно было строить не только теплую, прочную, но и красивую. А для этого тоже нужно, ох, как потрудиться!
- Посмотрите, как украшали свои дома люди, чтобы приятно было мимо такого дома пройти. (показ иллюстраций)
- Вот так украшали окна наличниками. (показ на доме)
- Повыше окон узорчатая доска, которая называлась – лобовая. Потому что напоминала ленточку на лбу русских красавиц.
- Вспомнили? Вот здесь располагалась эта лобовая доска. (показ на доме)
- Ребята, напомните, что надевала русская красавица на голову?
- Конечно, кокошник. И у избы есть кокошник – вот такие кружевные причелины.
- Скажем вместе – причелины. (дети повторяют)
- Называются они так, потому что расположены при лбе. Наши бабушки называли лоб – челом, отсюда название – причелины, при челе. (показ на домике)
- По центру – "полотенце", доска, на которой было главное украшение дома – круг – "солнышко". Ведь солнце в жизни людей – это тепло и радость.
- Кто из вас хочет рассказать про солнышко? (потешки о солнышке)
- А на самом верху крыши красовалась голова деревянного коня – символ счастья. Еще там мог гордо восседать вырезанный из дерева петух – птица, встающая с солнцем.
- И как будто говорил петушок проходящим мимо дома людям, что хозяин не ленив, встает рано, везде поспевает.
- Вот и украсили мы нашу избу. Красиво у нас получилось? Давайте еще раз вспомним, как же называются украшения, которые сделали избу такой нарядной. (закрепление новых терминов – причелины, наличники)
- Ну, что ж, теперь можно отнести этот домик Дуняше, пусть порадуется. Только что же останется у нашего Феди?
- Что будет напоминать ему о деревне его бабушки? А может, сделаем для Феди маленькую деревню, деревушку?
- И тогда ему не будет грустно вдали от своей любимой бабушки.
- Рассаживайтесь, ребята, и посмотрите, вот здесь мы расположим свою деревню. Каждый из вас украсит домик и поставит на этой улице.
- Ребята, посмотрите, перед вами лежат шаблоны избы, вам нужно приклеить все элементы на избу.
- Сначала расположим элементы, выбирайте украшения для избушки, какие вам понравились и располагайте их в нужных местах. (Воспитатель еще раз закрепляет с детьми названия элементов и их расположение)
- А теперь разомнем наши пальчики.
Мы строители, мы строим, (ребенок стучит кулачком о кулачок)
Много мы домов построим, (загибает по очереди пальцы на обеих руках)
Много крыш и потолков,
Много окон, стен, полов,
Много комнат и дверей,
Лифтов, лестниц, этажей.
Будет у жильцов веселье (произносит слова веселым голосом)
В новом доме новоселье! (произносит громко слово "новоселье",поднимая руки вверх)
- Приступайте к работе, мои дорогие.
Под народную мелодию дети украшают бумажную избу наличниками, ставнями, причелинами, лобовой доской и полотенце. Наверху мальчики устанавливают голову коня, а девочки – петушка, все избы ставят на макет деревни.
- Расскажите, что у вас получилось? (Деревня)
- Молодцы, ребята, эту деревушку мы поставим ему в избу, пусть смотрит и радуется.
- Ребята, я горжусь вами. Какие вы у меня ладные, смышленные, да трудолюбивые. А кто же сегодня из вас был самым активным помощником?
- Кто же поможет выбрать его из вас? Есть у меня есть волшебный сундучок, в нем и ответ будет.
- Загляните в него и узнаете, кого выбрал волшебный сундучок. Не боитесь? (нет!)
- Только никому не говорите, кого вы увидели, это будет ваш секрет. (Дети заглядывают по одному в волшебный сундучок и видят себя)
- Ребята, кто же сегодня был самым активным помощником?
- Ой, ребята, а в сундучке еще что то лежит, давайте посмотрим? (Дети заглядывают в волшебный сундучок и находят настольную игру)
- Ребята, что там лежит?
- Да, это Федя сделал вам подарок, за то, что вы ему сегодня помогали, за то, что были дружелюбными и трудолюбивыми помощниками.
- Ребята, скажите, пожалуйста, а кем вы сегодня были? (дети отвечают на вопросы воспитателя)
- Вам понравилось быть плотниками и мастерами?
- Что вы сегодня делали?
- Испытывали ли вы трудности при создании деревни и оформлении избушек?
- Как вы их преодолели?
- Получили ли вы удовольствие от совместной работы?
- Довольны ли вы тем, что у вас получилось?
- А что больше всего вам понравилось?
- Какие новые слова вы сегодня узнали? Что они обозначают?
- Чему вы сегодня научились?
- Молодцы, и мне, и Феде понравилось сегодня с вами проводить время и создавать деревню.