Программное содержание:
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с зимующими птицами, наблюдение за птицами на прогулке, чтение художественной литературы, беседы, прослушивание аудиозаписей с голосами птиц, изготовление плоскостных птиц (синицы, снегири, дятел, сорока).
Оборудование: презентация "Синичкин День", набор плоскостных силуэтов птиц (синицы, снегири, дятел, сорока), мягкая игрушка "синичка".
Педагог: Ребята, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте узнать, кто же сегодня у нас в гостях.
Ей на месте не сидится:
Все летает целый день
Суетится, суетится
Целый день звенит "тень-тень"!
Угадайте что за птица?
То веселая … (синица)
- Правильно, это синица. (показывает синичку на слайде)
- С давних пор в народе 12 ноября отмечали "Синичкин день". Люди заметили, что глубокой осенью – 12 ноября, птицы собираются стайками.
- Словно на праздник слетаются эти пестрые и нарядные птицы.
- В былые времена 12 ноября отмечали, как "день синиц". Поэтому, именно этот день считается днем встречи зимующих птиц.
- В основе Синичкина Дня лежит русский народный праздник Зиновий - синичник, который назван так в память покровителя зимующих птиц. Считается, что именно в этот день птицы из лесов прилетают в деревни и города. На зимовку.
- Пожалуй, самая полезная, не приносящая никакого вреда птица - большая синица. Эта именно та, которая обитает в наших Карельских лесах.
Синичка - маленькая птичка, имеет красивую, пеструю окраску (желтую, синюю, черную, белую, желтое брюшко, маленький клюв и лапки, щечки белого цвета
- Уничтожение вредных насекомых во все времена года - это и есть основная польза, которую приносят синицы человеку. Летом она питается гусеницами, мухами, жуками, пауками. Осенью ест ягоды и плоды. Весной лакомится семенами и жуками.
- Синицы не умеют самостоятельно выдалбливать себе дупло в старых деревьях, поэтому предпочитают занимать дупла других птиц, покинутые прежними хозяевами. Среди насекомых, которыми питаются синицы, очень много вредных в хозяйственном отношении видов, Эти насекомые губят зеленые насаждения, принося вред природе и человеку.
- Синицы истребляют этих насекомых, спасая леса, парки, сады от гибели. Синичка внимательно, со всех сторон рассматривает каждую веточку и каждый листочек, уничтожая всех вредителей, обитающих на дереве, начиная со взрослых насекомых, личинок, и заканчивая яйцами.
- Как правило, они создают семью на всю жизнь и часто занимают искусственные домики - скворечники. Высиживают птенцов два раза за лето. За сутки одна синичка способна уничтожить количество вредителей равной собственному весу. Одна пара синиц может за лето очистить от вредителей около 40 яблонь.
- В "Синичкин день" люди давали обещание тем птицам, которые остаются зимовать, заботиться о них.
- А что вы знаете о синицах? (ответы детей)
- Это сейчас мы узнаем в игре...
Дети встают в круг, и, передавая мячик по кругу, отвечают на вопрос. Например, "Синица, какая?" (синица маленькая и красивая; синица маленькая, красивая и желтогрудая" и т.д.)
Соотнесение изображения птицы с ее тенью.
Педагог: Кроме синиц с нами зимуют и другие птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:
Под карнизом слышен крик:
"Чик-чирик да чик-чирик!"
Это песенкам детей
Учит серый… (воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (дятел)
Верещунья, белобока,
А зовут ее … (сорока)
На окне дремала птица:
"Галка-галка, что вам снится?”
Отвечала птица сонно:
"Я не галка, я … (ворона)
Кто летает темной ночью,
И схватить мышонка хочет? (сова)
Серенький, аккуратненький, воркует,
Сидит, на подружку глядит. (голубь)
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-кок, прыг-скок, (прыгают врассыпную по группе)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
почесала клювом грудку, (наклоны головы влево - вправо)
И с дорожки – на плетень, (убегают с места)
Тири-тири, тень-тень-тень! (сидя, взмахивают кистями рук)
На слайде изображены птицы, детям предлагается указать перелетную (лишнюю) птицу.
Вариант: на доске иллюстрации четырех птиц, дети рассматривают их, после один из детей отвечает на вопрос: "Какая птица здесь лишняя?", снимает ее с доски и объясняет свой выбор.
Уточняются знания детей о гнездах птиц: гнезда ласточек (под крышей), гнездо синички (в дупле дерева) и др.
Дети отвечают на вопросы:
- Как зовут детенышей птицы?
- Откуда появляются птенцы?
- Чем покрыто тело птицы? Чем птица рулит?
- Из чего строят гнезда птицы?
Педагог: Ребята, а вы знаете, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно?
- Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать птиц зимой.
- Не забывайте, что в кормушке регулярно нужно подкладывать корм.
- А сейчас мы с вами изготовим синичек. (дети из заготовок клеют синичек)
- Ребята что нового вы сегодня узнали? Какой момент в занятии вам запомнился больше всего?
- Понравилось вам наше занятие?
- Как мы можем помочь зимующим птицам?