Цель занятия: формирование у детей представлений о свойствах и качествах воды.
Ожидаемый результат НОД:
Педагог показывает детям игрушку "Капельку".
- Ребята, к нам сегодня в гости пришла Капелька и принесла коробочку.
- В коробочке что-то есть! Ой, как интересно, что же там?
- А вам интересно? Хотите посмотреть? (да!)
- Сейчас я открою… (Педагог открывает коробку, достает из нее баночку с водой)
- Итак, это банка. Как вы думаете, что в банке? (вода)
- Правильно, вода.
Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Чайник на плите кипит и в тазу у нас стоит.
Вот как много мест, где встречается вода.
- Ребята, а нам с вами нужна вода? Для чего? (Дети отвечают: мыть посуду, умываться, купаться, стирать, готовить еду, поливать цветы... Картинки из дидактической игры "Для чего нужна вода?")
- Какие молодцы, как много вы знаете!
Воспитатель: А сейчас Капелька приглашает вас поиграть с водой. Проходите за столы, садитесь и внимательно слушайте.
- Посмотрите, как это буду делать я, а вы повторяйте за мной.
Опыт "Прозрачная вода"
- Ребята, посмотрите на стаканчик с водой. Как вы думаете, вода прозрачная или нет? А как узнать? (ответы детей)
- Как можно проверить? А давайте опустим в стакан цветные камешки и понаблюдаем.
- Камешки видно сквозь воду? (видно)
- Что можно сказать о воде, если через нее видно предметы? Значит вода у нас какая? (прозрачная)
- Правильно, молодцы, вода прозрачная.
- Смотрите, Капелька увидела, что на столе что-то стоит! Как вы думаете, что это? (краски)
- Хотите узнать, для чего они нужны?
Опыт "Вода может менять цвет"
- Посмотрите, что я буду делать: беру ложкой немного краски, добавляю в стаканчик и размешиваю. Смотрим, что же происходит?
- Какого цвета стала вода? (красная)
- Верно, красного. А вы хотите сами попробовать? (Дети выбирают гуашь любого цвета и экспериментируют)
Педагог спрашивает детей о результатах эксперимента.
- Какая вода получилась у вас? (красная, синяя, желтая)
- Если добавить красную краску - вода приобретет красную окраску.
- Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
- Посмотри, Капелька, как вода в стаканчиках поменяла цвет.
- Ребята, скажите, а сейчас вода прозрачная или нет?
- А давайте проверим. Опустим ложку в стакан, если ложку не видно, значит вода не прозрачная. Ребята, видно ложку?
- Правильно, не видно, значит, вода стала не прозрачной.
Педагог делает вывод: вода может изменять цвет и стать не прозрачной.
Педагог предлагает детям вернуться на коврик.
- Ребята, вам понравилось сегодня играть с водой? (дети отвечают на вопросы педагога)
- Как вы думаете, Капелька осталась довольна после встречи с вами?
- Что вы делали с водой? (опускали в стаканчик цветные камешки; добавляли в воду краску; смотрели, видно ли ложку в закрашенной воде)
- Какой бывает вода по цвету? (прозрачная, не прозрачная, может изменять цвет)
- Вот какая Волшебница-вода!
- А нашей гостье, Капельке, пора уходить. До свидания, Капелька!