Цель: способствовать формированию представления о семье, как о месте, где хранят опыт семьи и семейные традиции.
Задачи:
Наглядный материал: матрешки с лицами членов семьи по трем поколениям (дедушка, бабушка, мама, папа, дети); иллюстрации с изображениями различных семейных традиций; пирамидка для игры "Пирамида традиций".
На столике стоит собранная Матрешка. Воспитатель зачитывает детям загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (Семья)
- Ребятки, сегодня я хотела с вами побеседовать о семье, о том, что такое семья. На столике перед вами стоит матрешка. Как вы думаете, почему матрешка?
- Что же общего между Матрешкой и Семьей, чем они похожи, как вы думаете?
Воспитатель побуждает детей к поиску ответа на вопрос. Выслушав наводящие предположения, опираясь на более близкие к предполагаемому результату, воспитатель предлагает раскрыть матрешку.
Достают поочередно друг из друга и выставляют кукол-матрешек с лицами членов семьи: дедушка, бабушка, папа, мама, дочь, сын, младенец.
- Оказывается, в Матрешке находится вся семья!
Воспитатель обращает внимание на то, что куклы-матрешки разного размера.
- Какие куклы – матрешки самые большие? (дедушка, бабушка)
- Как вы думаете, почему самые большие куклы-матрешки это дедушка и бабушка?
- Кто самый старший в семье и больше видел и знает? (дедушка и бабушка)
Самый старший он в семье,
Самый мудрый во дворе,
Голова вся в седине,
А встает он заре. (дедушка)
Лучше всех носочки вяжет,
Сказку славную расскажет,
Колыбельную споет,
И советы нам дает. (бабушка)
- Когда человек живет много лет, много видел, много умеет, много знает, такого человека называют опытным.
- Люди, которые много знают и умеют могут многому научить и передать свой опыт и знания тем, кто младше.
- А кто в семье младше дедушки и бабушки? Кому дедушка и бабушка могут передать свой опыт, семейные традиции? (Мама, папа, дети-внуки)
- Семья – это не просто родственники, живущие рядом, это близкие люди, связанные теплыми чувствами, заботой друг о друге, общими интересами и, конечно же – семейными традициями.
- Чтобы больше узнать и запомнить про семейные традиции, нам нужно набраться сил.
- Для этого в нашей группе тоже есть своя традиция делать разминку во время занятия, чтобы быть крепкими, здоровыми.
Осенью, весной, летом и зимой.
Мы во двор выходим,
дружною семьей (ходьба на месте)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку (руки на поясе, наклоны вправо – влево)
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает (поднимание рук, приседание)
Повороты вправо влево
Делает мой братик Сева (повороты вправо – влево)
А я сам бегу трусцой
И качаю головой. (бег на месте)
- В каждой семьи есть свои традиции. Семейные традиции – это душевная атмосфера дома, которая включает в себя уклад жизни и привычки его обитателей.
Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые передаются от старшего поколения (дедушки, бабущки) младшим поколениям (мама, папа, внуки) и их постоянно соблюдают и взрослые, и дети в семье
Воспитатель предлагает к рассматриванию иллюстрации с изображением различных семейных традиций. (встреча гостей, семейные праздники, отдых на природе, прогулки по городу, совместное чтение книг, занятия спортом, хранение старинных вещей, фирменное блюдо и т.д.)
Воспитатель вместе с детьми рассматривают иллюстрации и обсуждают сходство со своими семейными традициями.
- Вы узнали много о том, какие бывают семейные традиции. Сейчас я предлагаю вам собрать пирамидку из ваших семейных традиций. На столе стоит пирамидка.
- Сейчас мы будем одевать на нее колечки, поочередно, называя любую семейную традицию. (проведение игры "Пирамида традиций")
- Ребята, вы самые счастливые дети на свете! В ваших семьях любят друг друга, дружно живут, заботятся друг о друге.
- Сегодня вы узнали и рассказали о традициях вашей семьи, которые вы соблюдаете.
Любите и цените счастье,
Оно рождается в семье.
Что может быть его дороже
На этой сказочной земле.
- Предлагаю вам дома вместе с родителями вспомнить и написать небольшие рассказы о ваших семейных традициях.