Цель: формирование у детей подготовительной группы гражданской позиции по отношению к семье, фамилии.
Задачи:
Материалы и оборудование: мяч, семейные фотографии, иллюстрации с изображением семей, карандаши, альбомные листы на каждого ребенка.
Психогимнастика "Желаю успеха"
Воспитатель предупреждает детей, что сегодня предстоит серьезное исследование. Поэтому нужно заручиться поддержкой товарищей. Для этого дети пожимают друг другу руки и желают успеха.
Дидактическая игра с мячом "Отвечай быстро"
Проводится игра с мячом. На слово воспитателя, дети должны дать ответ по аналогии: ласточка - птица, яблоко - фрукт, роза - цветок, март - месяц, среда - день недели, кровать - мебель, тарелка - посуда, мама, папа, я - семья!
Сообщение воспитателя "Что такое семья"
Воспитатель говорит, что на земном шаре живут миллиарды людей. Люди не могут существовать сами по себе, отдельно друг от друга. Большинство из них объединяются в семьи. Семьи бывают разные: большие и маленькие, полные и неполные. Но во всех семьях людей объединяет любовь и уважение друг к другу.
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением разных семей. Просит детей рассказать "Кто изображен? Что можно рассказать о семье?" Воспитатель предлагает придумать прилагательные к слову семья. (дружная, веселая, спортивная, спокойная, крепкая, умная, трудолюбивая, активная, молодая и т.д.)
Дидактическое упражнение "Разные семьи"
Воспитатель говорит, что дети одной семьи похожи на своих родителей. Просит рассмотреть семейные фотографии детей группы и попробовать определить, где чья семья. Затем пересчитать членов одной семьи и сравнить, какая семья самая большая (маленькая).
Решение задач
- У одной мамы было 6 детей. Двое из них - девочки. Догадайтесь, кто остальные и сколько их?
- 10 бабушек пришли на именины к одному дедушке. Каждая бабушка принесла в подарок по одной расческе. Сколько расчесок получил совершенно лысый дедушка-именинник?
- Вовочка ежедневно получает 8 конфет от старших сестер. По 2 конфеты от каждой. Сколько старших сестер у Вовы?
- В доме 10 чашек и 6 блюдец. Дети разбили половину чашек и 3 блюдечка. Сколько чашек окажется без блюдец?
- У младенца Кузи еще только 4 зуба, а у его бабушки уже только 3 зуба. Сколько всего зубов у бабушки и у внука?
Физминутка
Воспитатель предлагает веселую физкультминутку "Когда в семье праздник": чередование танцевальных движений: папа - присядка, мама - вальс, дети - полька.
Дидактическая игра "Определи фамилию"
Воспитатель рассказывает детям, что слово "фамилия" в переводе с другого языка означает "семья".
- А зачем нужны людям фамилии?
- Что было бы если бы у людей были только имена?
- Есть ли в группе дети с одинаковыми именами? Удобно ли это?
Фамилии издавна давали людям, образовывая их от:
Воспитатель побуждает детей образовывать фамилии от этих слов. Просит каждого ребенка подумать, откуда произошла его фамилия.
Напоминает алгоритм исследования: если не знаешь ответа, то нужно: подумать, прочитать, спросить у взрослых.
Предлагает подумать и составить свой рассказ о фамилии: "Моя фамилия… Я думаю, что она произошла от…". Тем детям, кто сомневается в происхождении своей фамилии, дать задание дома узнать и рассказать завтра всем.
Продуктивная деятельность - рисование вензеля
Воспитатель предлагает детям необычное задание: создать свой вензель. Объясняет значение этого слова: Вензель – начальные буквы имени, фамилии или отчества с вплетенными в них узорами. Показывает варианты украшения буквы растительным, геометрическим узором.
Домашнее задание
Попросить родителей рядом с детским рисунком нарисовать свой вариант вензеля.