Игра-экспериментирование в подготовительной группе "Да здравствует мыло душистое!"

Цель игры: расширить представления детей о мыле, пронаблюдать удивительные свойства мыльных пузырей на опытах.

Задачи:

  • закрепить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;
  • учить, на основе опытов анализировать и делать самостоятельно выводы;
  • воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы. К.И. Чуковский "Мойдодыр", "Федорино горе", В. Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо?", А. Барто "Девочка чумазая", разучивание малых литературных форм, народных песенок, потешек.
  • Беседа на тему "Зачем надо умываться?"
  • Рассматривание иллюстраций "Дети моют ручки", картинок "Девочка чумазая", "Девочка аккуратная".
  • Проведение дидактической игры "Предметы для умывания".
  • Методические приемы: отгадывание загадки, беседа с обследованием объекта, экспериментирование.

Материалы: кусочки туалетного мыла, стаканчики с теплой водой, терка, стружки мыла, деревянные палочки, трубочки для мыльных пузырей, емкость для воды каждому ребенку.

Ход игры

Организационный момент

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребенку справа)
Здравствуй, дружок! (... ребенку слева)
Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнемся и скажем: "Привет!"
Солнцу: "Привет!"
Гостям всем: "Здравствуйте!"

- Добрый день, ребята! Очень рада встрече с вами. Скажите, ребята, какое настроение у вас сегодня? (Хорошее)
- Просто замечательно! Слышите, какой то странный звук? Что за звук? (звук сообщения в компьютере)
- Письмо! Нам прислали письмо? Давайте посмотрим, что за письмо? От кого?

- Какой необычный конверт. (Письмо из Антарктики, от пингвинов)
Читаем письмо. (Фотография – мыльные пузыри)

- Получается, пингвины не знают что такое мыльные пузыри? А вы знаете, ребята? (ответы детей)
- А чтобы проверить ваши знания, предлагаю сыграть в игру "Да", "Нет"
- Я буду спрашивать, а вы отвечайте на мои вопросы "Да" или "Нет".

- Мыльный пузырь похож на апельсин? (Да)
- А он похож на мандарин? (Да)
- А на рыбку в пруду? (Нет)

- Мыльный пузырь похож на шар земной? (Да)
- А на мячик надувной? (Да)
- Он похож на телефон? (Нет)

- Круглый он, как солнце в небе? (Да)
- И как колесо на велосипеде? (Да)
- А еще похож на дом? (Нет)
- А на белый снежный ком? (Да)

- Ребята, если пингвины не знают, что такое мыльные пузыри, значит они не умеют и играть. Вот проблема какая… А вы умеете играть?
- А где наши мыльные пузыри? Где я их оставила? (на тумбочке, пустые мыльные пузыри - дети находят, открывают, а они пустые)

Постановка проблемы

- Ребята, обратите внимание, где же наши мыльные пузыри?
- Как же мы покажем нашим пингвинам, как весело играть с мыльными пузырями? (можно сделать)
- Правильно, можно сделать. Давайте, а как? Из чего? (Собираем пустые емкости обратно в коробку. Воспитатель привлекает их внимание)

- Ребята, посмотрите, какую коробочку я вам принесла. Я вам приготовила загадку. (Воспитатель вместе с детьми рассматривает коробочку, предлагает детям на запах определить, что находиться внутри коробки)
- Отгадайте загадку, и вы узнаете, что лежит внутри коробочки.

Это наш хороший друг
Терпеть не может грязных рук. (мыло)

- Значит, из чего мы сделаем мыльные пузыри? (из мыла)
- Правильно, это мыло! А, что такое мыло?

- История мыловарения насчитывает, по меньшей мере, 6000 лет. Мыло в ту пору было полужидким. Им не только мылись, но и красили волосы. Мыло долго было предметом роскоши и ценилось наряду с дорогими лекарствами.

- Для стирки использовались различные глины, растения, например, мыльный корень. В России мыло начали делать во времена Петра I. Пользовались мылом лишь богатые. Крестьяне стирали и мылись средством состоящее из золы и кипятка воды.

- Теперь мы можем открыть и посмотреть, что находиться в нашей Волшебной коробке. Действительно, ребята, здесь мыло.
- Ребятки, потрогайте мыло, какое оно на ощупь? (гладкое)
- Понюхайте его. (оно пахнет)

- Какое оно по цвету? (розовое, белое, желтое)
- Ребятки, мы узнали, что мыло гладкое, имеет запах, бывает разного цвета и разной формы. Как получается такое мыло?
- Кто знает, как называется профессия людей, которые занимаются мыловарением. (мыловар)

- Дети, а для чего нужно мыло, вы знаете? (чтобы мыть руки, отмывать грязь)
- Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы, чтобы мы с вами не заболели. Мыло, которым моют руки, называется туалетное, а хозяйственным мылом стирают одежду.
- А еще с мылом можно делать различные опыты. Вы бы хотели поэкспериментировать?

- Ребята подходите к столам, где все готово для работы. Давайте оденем фартуки, и распределимся по двое.
- Но прежде чем начать наш эксперимент, повторим правила безопасности. (на плакате картинки)

1. Все за собой ты убери,
Будь аккуратным и не сори.

2. Не пробуй на вкус ничего никогда,
Иначе тебя ожидает беда.

3. И никогда никому не мешай,
Соседа всегда своего уважай!

Воспитатель совместно с детьми проводит опыты.

1-й опыт

(стаканчик, стружки мыла)
- Ребята, приглашаю вас пройти к первому столу и присесть за него.
- В прозрачные стаканчики подлить теплую воду, какая она вода? (чистая и прозрачная)

Показать детям еще одно свойство твердого мыла – его мягкость, натирая его теркой. В стаканчики с чистой водой насыпать стружки мыла, понаблюдать, как постепенно мыло растворяется в воде.
- Какая стала наша вода после растворения в ней мыла? (мутная)

С помощью деревянной палочки размещать воду с растворенным мылом до образования пены.

Игра "У кого выше и пышнее пена?"

- Какое еще свойство имеет мыло? (в жидком состоянии сильно пенится)
- Ребята, прежде чем перейти ко второму опыту, предлагаю вам сделать физкультминутку.

Физкультминутка

По ровненькой дорожке,
Бежали наши ножки - (дети идут обычным шагом)
По камешкам, по камешкам

И в ямку за товарищем – (перешагивают через воображаемые камешки, при словах "в ямку за товарищем" приседают. Затем встают и снова идут)
Встали мы на ножки
На ровненькой дорожке.

2 опыт "Мороженое из мыльных пузырей"

("фейри", пл стаканы, трубочки для коктейлей)
- Ребята, я приглашаю вас ко второму столу. На все готово для приготовления "Мороженного из мыльных пузырей".
- Для этого опыта нам понадобиться жидкое средство "Фэйри", пластмассовые стаканчики и трубочки для коктейлей.
- В прозрачный стаканчик подлить теплой воды, растворить жидкое мыло, все перемешать. И с помощью трубочки для коктейлей сделать пузыри.

3-й опыт

(миска, мыло для посуды - фейри, глицерин)

- Ребята подходят к столу номер три, на котором все готово для приготовления мыльных пузырей.
- Какие вы молодцы! Что у меня в руках?
- Правильно, это мыло для посуды. Сначала нальем теплой водички в миску, затем добавим мыло для посуды. Попробуем надуть мыльные пузыри. Получается?

- Ну, тогда давайте добавим немного глицерина? (А что это? А для чего?)
Глицерин - это такое вещество, не имеющее характерного цвета, либо запаха, обладает слегка сладковатым вкусом. Но пробовать вам его я не советую.
- А нужен он для того, чтобы наши мыльные пузыри были крепкие и долго не лопались.

- Нам нужно добавить его совсем немного. Смотрите, я добавляю его. Теперь засучите рукава и будем помешивать наш раствор. (Дети по очереди мешают раствор руками)
- А теперь попробуйте при помощи трубочек надуть пузыри. Посмотрите, какой пузырь замечательный у меня получился. А вы хотите попробовать?

Вывод: 2 стакана воды, 1 стакан моющего средства "Фэйри" и 1 столовая ложка глицерина, который делает пузырь более прочным и продается в любой аптеке - самый простой и эффективный способ получения раствора мыльных пузырей.

4-й опыт "Форма пузыря"

- Возьмите проволоку и отрежете от нее несколько кусочков разной длины. На конце каждого сверните петлю – так чтобы их диаметры отличались.
- Можно сделать несколько рамок разной формы - квадратной, овальной, в виде звездочки, банана, цветка и т.д. Необходимое условие в этом случае - замкнутость каркаса.

- Окунайте проволоку в смесь и слегка подуйте на образовавшуюся пленку.
- Посмотрим, что получится? Мыльные пузыри стремятся принять форму, имеющую наименьшую площадь поверхности при наибольшем объеме.
- Вот поэтому мыльные пузыри всегда стремятся принять округлые формы и выглядят как почти правильные сферы.

5-й опыт "Рисование мылом"

(белый лист, стаканчики, аквар краски)
1 способ: на чистом белом или цветном листе бумаги кусочком мыла изобразите предметы, затем цветными карандашами наносится фон.
2 способ: жидкость для мыльных пузырей разлить по стаканчикам и добавить в них акварельные краски. Цветные пузыри пускать на белый лист бумаги.

В результате такой игры вы не только получите массу позитива, но приобретете новую картину, созданную своими руками.

6-й опыт "Пузырь в пузыре"

- Для этого нам понадобится трубочка. Посредством трубочки выдуваем большой мыльный пузырь, внутрь этого пузыря вводим трубочку и выдуваем второй пузырь. Чтоб пузырь не лопнул от прикосновения трубочки, ее обязательно надо смочить в раствор.

- Можно вставить трубочку во второй пузырь и выдуть еще один. Сколько раз вы повторите данную процедуру, столько у вас и будет пузырей по принципу "матрешки".

"Пузырь-великан"

- С помощью воронки можно выдуть пузырь-великан диаметром до 30 см. Конечно, дуть придется с перерывами, каждый раз зажимая отверстие. "Единым духом" такой пузырь не надуешь - в него входит больше ведра воздуха!

- Края трубки или воронки хорошенько смочите мыльным раствором, иначе пузыри будут лопаться при спускании. Слюна, попавшая в трубочку, тоже враг пузырей. И даже капля мыльного раствора, повисшая на пузыре снизу, очень опасна.
- Осторожно удалите ее смоченным в растворе пальцем, чтобы неженка-пузырь не лопнул. (Дети пробуют по очереди надувать мыльные пузыри при помощи трубочек)

Рефлексия

- Ребята для кого мы делали это вещество? Как думаете, получилось у нас?
- А теперь как отправить мыльные пузыри пингвинам? (по почте)
- Собираем в коробку почтовую – посылку, мыльные пузыри отправляем пингвинам.

- Что нового вы сегодня узнали о мыле? (что мыло пахнет, пенится, растворяется в воде, имеет разную форму и цвет)
- Для чего нам нужно мыло?
- Какими свойствами обладает мыло?

- Молодцы! И хочется закончить наше занятие словами из сказки "Мойдодыр":

Да здравствует мыло душистое!
И полотенце пушистое".

Размер:
21.85 Kb
Скачали:
6