Познавательно-исследовательская деятельность, опыты и эксперименты "Мыльные чудеса"

Цель: развитие творческого мышления, через исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями: хозяйственное, туалетное, жидкое, твердое и мягкое, аромат и пенообразование, скользкое при намокании;
  • уточнить знания о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;
  • расширять представления детей об изобразительных техниках, познакомить с нетрадиционной техникой рисования – мыльными пузырям.

Словарь: хозяйственное мыло, жидкое мыло, эксперимент.

Материалы: мыло разного цвета и разных форм, чашки с водой и кусочки мыла на каждого ребенка, салфетки для рук на каждого ребенка, натертое мыло на каждого ребенка, стаканчики с водой в них кусочки мыла на каждого ребенка и др.

Ход занятия

Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день!"

Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
Воспитатель: Доброе утро! Ребята, сегодня к нам принесли письмо, давайте его прочитаем. (открывают письмо оно пустое)

- Что бы прочитать письмо нам нужно пройти все задания. Но сначала все сотрудники должны соблюдать ряд правил:

  1. На столах ничего не трогать без разрешения.
  2. Пробовать на вкус запрещено.
  3. Бережно обращаться с оборудованием.
  4. Соблюдать тишину. Не мешать работать другим.

- А сейчас в лаборатории с помощью жидкости мы проявим письмо. (После проявления на бумаге появляется рисунок сундука)
- Ребята, в лаборатории нужно найти сундук. (дети ищут и находят сундук, но он закрыт замком)
- Чтобы открыть замок надо отгадать загадку.

У каждого в ванной
Есть хитрая штука:
Отмоет от грязи
И тело, и руки.

Смотри, чтобы в глаз
Оно не попало.
Защиплет, тогда
Не покажется мало! (мыло)

Воспитатель: Правильно, это мыло! Теперь мы можем открыть и посмотреть. (В сундуке находятся кусочки мыла по количеству детей, разного цвета и запаха)
- Действительно, ребята, здесь мыло.
- А сейчас я вам покажу разновидности мыла. Давайте встанем вокруг стола, чтоб всем было видно. Дети, а для чего нужно мыло?

- Давайте-ка внимательно его рассмотрим. А исследовать мыло мы будем сегодня используя органы чувств.
- Посмотрите... (достает три карточки, на одной из них изображен нос, на второй глаз, а на третьей рука )
- Сначала мы начнем исследовать мыло с помощью глаз. (показ карточки)

- Как вы думаете, что мы можем сказать? Какое мыло бывает по форме? (овальное, прямоугольное, квадратное, круглое, в виде животных, в форме цветов и т.д.)
- Какое мыло бывает по цвету? (всех цветов радуги)
- Какое мыло бывает по размеру? (маленькое, большое)

- А что мы можем сказать про мыло, когда мы его нюхаем? (показ карточки – нос)
- Давайте понюхаем мыло, на запах оно одинаковое? (Нет. Ароматное, пахучее, в него добавляют эфирное масло - роза, апельсин и т.д.)
- А как называется это мыло? (мыло туалетное)

- А как называется это мыло. (мыло детское)
- А для чего нужно туалетное мыло? (мыть руки, лицо)
- А вот хозяйственное мыло, для стирки и обработки поверхностей. Понюхайте его, не очень приятно пахнет, да?

- Им очень хорошо стирать вещи, потому что в его состав входит щелочь, а оно уничтожает бактерии и убирает грязь.
- Что мы можем узнать про мыло с помощью рук? (Показ карточки – рука. Мыло твердое, гладкое, тяжелое, легкое)
- Молодцы! А это тоже мыло? (Воспитатель воказывает жидкое мыло. Да)

- А почему оно в емкости? (потому что жидкое)
- Разве нельзя помыть руки обычной водой? (Вода грязь смоет, а микробов нет. Ей поможет мыло)
- На руках находятся естественные частицы жира, микробы, а мыло помогает смыть лишний слой жира и микробов

Вывод: мыло бывает туалетное, хозяйственное, жидкое, подарочное.

Опыт 1

- Давайте проведем мылом опыты, предлагаю пройти к столу.

- Потрогайте воду. Какая она? (прозрачная, теплая)
- Ребята, как вы думаете, что станет с мылом, если поместить его в воду. Давайте проверим это.
- Опустите мыло в воду, потрогайте его руками. Какое оно стало? (скользкое)

Вывод: в воде мыло становится скользким

Опыт 2

В прозрачные стаканчики налита теплая вода.
- Какая вода? (теплая)
- А какого цвета? (без цвета - чистая и прозрачная)

- Как вы думаете, почему я смогла натереть мыло на терке? (Натираю мыло на терке)
- Не смотря на то, что мыло твердое, но оно достаточно мягкое, чтобы натереть его на терке.

- У вас на столах есть натертое мыло, давайте насыпем его в стаканчики с водой, немного помешаем его и понаблюдаем, что происходит с мылом? (ответы детей)
- Какая стала вода, после растворения в ней мыла? (мутная)
Вывод: мыльные стружки быстрее растворяются в воде.

- Теперь давайте посильнее размешаем палочками мыло? Что происходит? (Появилась пена)
Вывод: в жидком состоянии мыло пенится.

Опыт 3

- Что вы видите на этом столе? (это жидкое мыло, его можно налить)
- Правильно, это тоже мыло, но оно жидкое. А теперь давайте проведем опыт: растворим жидкое мыло в воде.
- А сейчас что произошло с водой? А с мылом? (Оно растворилось быстро и вода стала белая

Вывод: жидкое мыло быстро растворяется в воде

- Как вы думаете можно ли рисовать мылом. Давайте мы попробуем?
– А что вот это? (демонстрация маленького кусочка мыла)
– Да, это маленький кусочек мыла, в народе еще говорят "обмылок".

– Попробуйте им начертить на ткани линию. (Дети рисуют на ткани мылом)
Вывод: по ткани можно рисовать мылом.
- Ребята, есть люди, в работе которых нужно это свойство мыла - это закройщик, которые выкраивают детали одежды.

Игра "Полезные и вредные привычки"

Если полезная хлопаем в ладоши если вредная - топаем.

  • чистить зубы;
  • грызть ногти;
  • ходить в грязной одежде;
  • стирать белье;
  • мыть пол;
  • убираться;
  • пачкаться в грязи;
  • умываться;
  • есть грязными руками и т.д.

Воспитатель: Мы так много узнали о мыле. А сегодня вы узнаете еще одно свойство мыла - рисование мыльными пузырями. (Показ воспитателя нетрадиционной техники рисования мыльными пузырями)

- У вас на столах стоят стаканы с краской, в которых добавлен мыльный раствор, с помощью коктейльной трубочки вы аккуратно раздуваете пузыри в стаканчике, так чтобы поверх стаканчика получилась пенная "шапка" из мыльных пузырей.

- Затем, на стаканчик с пенной "шапкой" аккуратно накладываю лист бумаги, пузыри лопаются и получаются замечательные картины. (Дети выполняют)
- А теперь рассмотрите свои рисунки, возможно, вы увидите каких-то необычных животных, явления природы.

Итог занятия

- Ребята, где вы побывали сегодня? (ответы детей)
- Что делали? Вам понравилось?
- Скажите, что вам понравилось больше всего?

- Ну, что же ребята, вы сегодня побыли в лаборатории. Узнали много нового и интересного о мыле.
- Провели много экспериментов, научились рисовать необычным способом - мыльными пузырями.
- И за вашу работу и за активное участие в эксперименте хочу подарить вам эти медали.

Размер:
18.8 Kb
Скачали:
13