Цель: Формировать представления о растительной и животной среде родного края.
Задачи:
Предварительная работа: беседы о родном крае, загадывание загадок о природе, рассматривание картин природы родного края, наблюдения в природе, беседы о правилах поведения в природе.
Оборудование: звук "Автобуса", звук "Шум моря", изображения: сосна Станкевича Коровяк фиолетовый, мак, тюльпан, ромашка, чабрец, Белладонна, дурман обыкновенный, тис ягодный, вех ядовитый, мяч и др.
Чтение стихотворения "Крым"
Фиолетовые горы
В дымке серо-голубой,
Белоснежные узоры
Над их горной головой.
Будто сказку изваяли
И украсили венцом,
Заколдованные дали,
Пахнет воздух чабрецом.
Фиолетовые травы,
Видно море вдалеке,
Слышен шум у переправы,
Чайки в медленном пике.
(Л. Кузьминская)
Воспитатель: Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.
- Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любит народ ее, много сложил о ней пословиц и поговорок.
- Ребята, а какие пословицы о родном крае вы знаете?
Дети:
- Нет земли краше, чем Родина наша.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Береги землю любимую, как мать родимую.
- Дети, как понимаете эту пословицу: Береги землю любимую, как мать родимую? (нужно беречь землю так, как маму, потому что мама у нас одна и земля одна)
- Природа и вся окружающая местность Севастополя уникальна. Мягкий климат, умеренная влажность воздуха Севастополя позволяет произрастать на ее территории несметному количеству шикарных разнообразных видов деревьев, кустарников, цветов и т.д.
- Водные запасы региона представлены поверхностными водами (реки, озера) и подземными (выходят на поверхность в виде родников), а так же в пределах региона выделяют 33 бухты.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить все, что вы знаете о природе нашего края.
- Ребята, на чем можно отправиться в путешествие? (Дети отвечают)
- Сейчас мы с вами отправимся в путешествие на автобусе. Занимайте свои места. (садятся на стульчики и включается звук автобуса)
- Давайте вспомним какие деревья растут у нас?
Игра с мячом "Назови дерево"
Дети называют деревья.
Воспитатель: Ребята, вы знаете что только в нашем крае растет редкий вид сосны называется она - Сосна Станкевича.
- У нее мягкая, яркая хвоя, иголки длинные, до 17 см., и оттого сосна Станкевича кажется "пушистой", игрушечной.
- Но это мощное дерево, которое вырастает до 25 метров в высоту, приспособленное к выживанию сложных условиях сильных ветров, нехватки воды. Сама сосна Станкевича занесена в Красную книгу республики Крым, как вид, сокращающийся в численности.
- Давайте, рассмотрим и назовем растения, какие растут у нас в Севастополе. (Коровяк фиолетовый, мак, тюльпан, ромашка, чабрец)
- Есть так же и ядовитые растения. Давайте их рассмотрим. (Белладонна, дурман обыкновенный, тис ягодный, вех ядовитый)
- А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут. Почему называют эти травы "Зеленая аптека"? (Потому что они помогают нам лечится от болезней)
Дидактическая игры "Собери лекарственные растения"
Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
- Чабрец в нем содержаться витамины В и С. Используется при кашлях и бронхитах.
- Шалфей. Его заваривают при ангине и лечат гнойные раны.
- Ромашка – это лекарственное растение. Ее заваривают, и пьют от простуды.
- Одуванчик – лекарственное растение. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе.
- Подорожник – это лекарственное растение. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдет. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.
Дидактическая игра "Найди насекомое по его тени"
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в густой траве спрятались насекомые, от яркого солнца видно только их тени. Давайте, найдем насекомого по его тени.
Мы отправились гулять. (Шагают на месте)
Грибы - ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине, (смотрят вверх)
Вот грибок растет на пне, (смотрят вниз)
Дрозд на дереве сидит, (смотрят вверх)
Ежик под кустом шуршит. (смотрят вниз)
Слева ель растет - старушка, (смотрят вправо)
Справа сосенки - подружки. (смотрят влево)
Где вы, ягоды, ау! (повторяют движения глаз)
Все равно я вас найду! (влево - вправо, вверх - вниз)
- А теперь вспомните и продолжите предложение название животных обитающих в нашем крае.
- У нее серовато-рыжая шерсть, длинный и пушистый хвост, узкая и длинная мордочка, а также хитрые и умные глазки. (лиса)
- Шубка у него белоснежная, а кончики ушей черные, поэтому зимой трудно увидеть на снегу. Летом серый или рыжеватый, так ему удобнее прятаться в лесу. Уши длинные, чтобы хорошо слышать. (заяц)
- Мощное тело, покрытое густой, жесткой щетиной. Морда украшена большими острыми клыками. (кабан)
- Мордочка у него маленькая, носик вытянутый, а глазки похожи на две бусинки. На спине носит колючие иголки. Благодаря своим колючкам, спасается от врагов. (ёжик)
- Молодцы! Садитесь в автобус, будем двигаться дальше. Мы с вами приближаемся к Черному морю. Выходите из автобуса, садитесь в круг.
Релаксация под шум моря
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним название рыб какие у нас обитают в Черном море. (показ презентации)
Дети: Ставрида, сарган, кефаль, луфарь.
Дидактическая игра "Правила поведения в природе"
Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображены разные экологические ситуации плохого или хорошего обращения с природой. Предлагает с его помощью выбрать тот знак, который соответствует определенной ситуации и обосновать свой выбор.
- Ребята, наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться.
- Где мы с вами были? (ответы детей)
- Где путешествовали?
- Что видели?
- Вам понравилось?
- Молодцы, ребята, наше занятие окончено.