Цель: формирование у детей представлений о пустыне Сахаре, ее обитателях и растительности в процессе совместной образовательной деятельности.
Задачи:
Воспитатель предлагает детям пройти на ковер, встать полукругом.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- Представляете сегодня мне пришло сообщение от телевизионного канала, называется он "Вокруг света". Хотите я вам прочту это сообщение? Хорошо, тогда слушайте внимательно.
Сообщение
Здравствуйте, ребята, пишут вам журналисты. Мы хотим записать передачу про пустыню Сахару, но так как она очень большая мы просим вас помочь нам найти интересный материал про животных и растения пустыни Сахары, для передачи. Мы будем рады если вы сможете нам помочь!
- Ребята, хотите помочь журналистам из телевизионного канала? (да!)
- А как мы им можем помочь? (ответы детей)
- Правильно, нам надо отправиться в пустыню Сахару.
- Вы когда-нибудь путешествовали по карте?
- Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по карте, в пустыню Сахару.
Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором лежит карта.
- Посмотрите, что это? (Карта)
- Как вы думаете, для чего она нужна?
- Правильно, карта нужна для того, чтобы знать расположение материков, океанов, морей, стран, и различных городов. А также с помощью карты можно путешествовать, вот и я вам предлагаю с помощью карты узнать, куда мы сегодня с вами отправимся.
- Как вы думаете, где находится пустыня Сахара? Давайте найдем его на карте.
- Правильно, мы нашли на карте пустыню Сахару. (Воспитатель показывает детям местонахождение пустыни Сахары)
- Ребята, как вы думаете, на чем мы сможем отправиться в путешествие по пустыне Сахаре? Дети предлагают свои варианты, обосновывают их.
- Верно, мы можем отправиться на поезде, самолете, машине.
- Но так как в машину мы все не влезем, а на поезде долго ехать, предлагаю полететь на самолете.
- Вы согласны? (Да)
- Посмотрите, у нас есть карта. Чтобы добраться до Сахары, нам необходимо проложить маршрут. (воспитатель рассматривают с детьми физическую карту мира, карту полушарий)
- Сахара находится на северо-западе материка Африка, само слово "Сахара" с арабского означает "величайшая пустыня". Сахара самая большая пустыня на своем материке.
- Ребята, покажите на карте, где находится этот материк? (Дети показывают, где находится материк Африка на физической карте)
- Замечательно! Молодцы, ребята, а в какой части находится Сахара? (Дети показывают, где находится Сахара на карте)
- Верно, молодцы, ребята! А кто может показать на карте, где находится наш город? (При помощи наводящих вопросов воспитателя, дети определяют последовательно: Евразия, Россия, Уральские горы, Каменск-Уральский)
- А сейчас давайте проложим на карте путь, с помощью которого мы можем не потеряться и прилететь в Сахару! (Воспитатель вместе с детьми прокладывают на карте путь)
Воспитатель подводит детей к столу, на котором лежит контурная карта пустыни Сахара и комплект картинок. (животные, природа, растения)
- Ребята, а как вы думаете, что и кого мы можем встретить во время нашего путешествия по пустыне Сахаре?
- Посмотрите, у нас есть контурная карта пустыни и картинки с изображением животных и растений.
- Вы можете наклеить на карту те картинки, на которых изображены животные и растения, находящиеся на пустыне Сахаре.
- Посмотрите, вот изображение льва. Как вы думаете, может ли лев жить в пустыне Сахаре?
- Вспомните, какие условия обитания нужны львам для нормальной жизни.
- А вот изображение акулы. Как вы думаете, обитают ли акулы в пустыне?
- Вот так рассуждая, выберите картинки, которые, по вашему мнению, подходят, и приклейте их на карту. (Дети рассматривают карточки, рассуждают, обосновывают свой выбор, приклеивают карточки на контурную карту)
- Но перед тем как мы отправимся в путешествие, предлагаю сыграть в игру. Слушайте внимательно и повторяйте движения. Договорились?
- Хорошо, тогда начинаем.
По пустыне мы шагаем, (Шагать, высоко поднимая колени)
На носочки наступаем (Шагать на носочках)
По барханам мы идем,
От друзей не отстаем. (Шагать, высоко поднимая колени)
Змеи по песку ползут,
За собою нас уведут. (Выполнять рукой движение "змейка" и произносить "щ-щ-щ")
Воспитатель собирает детей на ковре.
- Нам пора отправляться! Пристегивайте ремни безопасности. Полетели! (Дети садятся на стульчики, включает звук самолета)
- Ну, вот мы с вами и прилетели.
- Посмотрите, здесь вокруг один песок, целое море песка. Воды в пустыне мало, и она находится глубоко под песками и поэтому очень ценится. Дождей здесь тоже мало.
- Как вы думаете, что происходит когда идет дождь, куда девается вода? (испаряется, уходит вниз)
Дети подходят к столу.
- Как вы думаете, что мы можем увидеть, когда выльем воду в песок?
- Давайте попробуем вылить воду в песок и проверим что же все таки произойдет. Возьмите стакан с водой и вылейте воду в песок. Что произошло?
- Все верно, вода просачивается через песчинки и уходит вниз.
- Ребята, как вы думаете, в пустыне растут растения? (Воспитатель выслушивает ответы детей)
- Растений в пустыне очень мало. Посмотрите вы узнаете что это за растение?
- Молодцы, правильно, это кактус. У кактуса вместо листьев колючки. А корень очень длинный и уходит глубоко в пески, туда, где есть вода.
- А вот и еще растения, которые растут в пустыне - это саксаул, оно не высокое.
- Посмотрите, а как называется это растение?
- Ребята, это верблюжья колючка, любимое лакомство верблюдов.
- Мы с вами узнали, что в пустыне много песка, там очень жарко, познакомились с растениями, которые тут растут.
- Как вы думаете живут ли в пустыне Сахаре животные?
- Оказывается, в пустыне живет много различных животных и насекомых.
- Предлагаю вам посмотреть в бинокль и поискать какие же тут есть животные и насекомые.
- Посмотрите как зовут этого животного? 5 слайд
- Правильно, это верблюд. Ребята, а вы знали что верблюд может обходиться без воды до 2 недель, 14 дней. Еще его защищает от палящего солнца его шерсть.
- А как называется это животное?
- Это Рогатая гадюка, ее яд очень опасен.
- Посмотрите, кто знает как называется это насекомое?
- Это жук-навозник. Они питаются пищевыми отходами. Эти жуки во время опасности начинают скрипеть крыльями. С помощью своих шести лапок они очень легко и быстро роют ямы. Все животные и насекомые стараются селиться ближе к оазису.
- Ребята, а вы знаете, что такое оазис?
- В пустыни есть места, где вода скапливается, после сильных дождей. Оазис – это место около водоема, островок растительности в пустыне.
- Возле такого островка и живут люди, обитают животные.
- Вот ребята, мы и узнали с вами про пустыню Сахару и ее обитателей. Нам с вами уже нужно возвращаться в детский сад!
- Пристегиваем ремни безопасности. Полетели! (Воспитатель включает звук самолета)
Воспитатель предлагает детям пройти на ковер, встать полукругом.
- Куда мы сегодня путешествовали? (в пустыню Сахару)
- После того как мы с вами уже путешествовали по пустыне Сахаре и уже знаем, и видели животных и растения пустыни, предлагаю вам снова заполнить контурную карту теми картинками на которых изображены животные и растения Сахары.
- Давайте, сравним первую карту со второй. Правильно ли вы предполагали, все ли животные и растения есть на пустыне Сахаре? (Дети проверяют)
- Чтобы журналисты знали что мы им смогли помочь давайте напишем им сообщение. (Воспитатель вместе с детьми пишет сообщение)
- Скажите, что мы сегодня узнали нового? (дети отвечают)
- С кем познакомились?
- Какие опыты мы сегодня провели?
- Понравилось ли вам путешествие?
- Куда бы вы хотели еще отправиться в путешествие?
Открытость
- Скажите, какие растения, животные или насекомые вам понравились больше всего?
- Я предлагаю вам слепить растение, животное или насекомое пустыни Сахары, а затем создать в группе альбом "Пустыня Сахара".
- Для этого я положу в центр творчества пластилин, стеку и доску.