Цель: развитие и коррекция двигательной сферы детей старшей группы в сочетании с музыкой и словом на материале лексической темы "Весна. Весенний лес".
Задачи:
Оборудование: бубны, колокольчики, письмо, су-джок шарики.
Дети под музыку входят в зал и маршируют под фонограмму "Марш".
Маршировка "Марш"
Я иду, иду, иду, иду,
Песню громко я пою. (шагаем ритмично, стучим)
Я иду, иду, иду, иду,
Песню громко я пою.
Я бегу, бегу, бегу, бегу,
Песню быстро я пою. (бежим на носочках, руки наверху)
Я бегу, бегу, бегу, бегу,
Песню быстро я пою.
Педагог: Здравствуйте, дети, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся и поприветствуем друг друга. (Дети берут колокольчики)
Упражнение на развитие просодической стороны речи "Колокольчики"
Дили-дон, дили-дон,
Слышен яркий громкий звон. (звоним в колокольчик)
Дили-дон, дили-дон,
Слышен яркий громкий звон.
Колокольчик мой поет,
На занятие зовет.
Дили-дон, дили-дон,
Дили-дон, дили-дон.
Колокольчик не звонит, (ставим колокольчик на ладонь)
На ладошке он лежит.
Я в корзинку его уберу, (убираем в корзинку)
И занятие начну.
В зал заходит педагог, несет письмо от Весны.
Педагог: здравствуйте, дети, здравствуйте, коллеги. Я опоздала, потому что мне передали письмо для нас.
- Вот оно. "Детский сад "Колобок", детям. Давайте его прочитаем.
"Здравствуйте, дети. Пишет вам Весна. Вот и кончилась длинная зима. Дел у меня много, первых птиц я встретила, как на деревьях почки набухают, я проверила. Травке и первоцветам помогла. Осталось самое сложное, проверить, готовы ли лесные жители к моему приходу. Помогите мне пожалуйста, отправьтесь в лес и посмотрите, готовы ли звери и другие обитатели леса к весне".
Под музыку "Дорогою добра" отправляемся с детьми в лес. Выполнение произвольных движений по показу педагога.
- Вот и очутились мы в сказочном лесу, давайте присядем на полянке и отдохнем. Давайте вспомним, какие животные живут в лесу, и как называются их детеныши.
- Отвечать нужно полным ответом, начать со слов "В лесу живут…"
В лесу живут волки и волчата.
В лесу живут медведи и медвежата.
В лесу живут лисы и лисята.
В лесу живут белки и бельчата.
В лесу живут волки и волчата.
В лесу живут лоси и лосята...
- Совершенно верно, молодцы. Отгадайте мою загадку.
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно… (ёжик)
- Сейчас я расскажу вам о путешествии ёжика по весеннему лесу.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика
- Отгадайте еще одну загадку:
На болоте кто живет?
Громко квакая поет?
Спят в кувшинках – без подушки?
Это видимо… (лягушки)
- Дети, смотрите что для вас оставили лягушки. Что это за музыкальный инструмент? (Дети отвечают)
- Сейчас мы поиграем на клавесах, исполним танец лягушат.
Ритмическое упражнение "Лягушки"
- А теперь мы поиграем в эхо. Я буду отстукивать ритм на клавесах, а вы его повторять.
Ритмическая игра "Эхо"
Педагог: Кого только не повстречаешь в весеннем лесу и лягушек, и зверушек, кажется, к нам снова кто-то заглянул в гости.
- А чтобы узнать кто это, отгадайте загадку.
Глазки угольки,
Ножки коротки.
Гладить он себя не просит,
Потому что иглы носит. (Ёжик)
Пальчиковая гимнастика с использованием су-джок шариков
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
На клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (катают шарик по большому пальцу вперед назад)
Очень-очень колкие. (катают шарик по указательному пальцу)
Хоть и ростом ёжик мал, (катают шарик по среднему пальцу)
Нам колючки показал, (катают шарик по безымянному пальцу)
А колючки тоже (катают шарик по мизинцу вперед-назад)
На ежа похожи. (катают Су-Джок между ладонями)
- Дети, весной природа просыпается от долгого сна, сейчас мы своими голосами поможем весне пробудить лес.
Фонопедическое упражнение "Весной"
- Солнце светит ярко (Пропевают восходящее постепенное движение на слог "ЛЯ", показывая мелодический ход руками)
- И сосулькам жарко (Нисходящее движение на слог "кап" с движением рук)
- Ручейки бегут, бегут (Волнообразное движение руками и голосом на 2-х звуках)
- Сороки песенки поют (Резкие выдохи на звук "Ч")
- Просыпаются жуки (Жужжат, держа ладонь на груди)
- Мухи (Га выдохе произносят звук "В", держа обе ладони на щеках)
- Пчелы (произносят предельно долго звук "Н", рука на затылке)
- Комары (Звук "З", одна рука на шее впереди)
- Природа проснулась и запела свою песню. И мы с вами тоже споем песню о весне и заведем хоровод.
Дети исполняют хороводную песню "Пришла весна"
Пришла Весна, ой пришла весна!
Погляди-ка, дружок, зеленеет лужок.
Припев:
Ярче, солнышко, сияй,
Нас лучами согревай.
В садах звенят голоса ребят
Смело в круг входи хоровод заводи.
Педагог: Какое красивое солнышко у вас получилось! Но вот подул ветер и небо затянуло тучами, в лесу стало темно и страшно, на охоту вышли зубастые, серые, голодные… кто? (волки)
- А от них побежали маленькие, пушистые, ушастые… кто? (зайцы)
- А теперь поиграем в игру "Волки и зайцы". Внимательно слушайте характер музыки и изображайте зайчиков и волков.
Упражнение на развитие мимики и пантомимики "Волки и зайцы"
- А теперь пришло время возвращаться в детский сад, и отправимся мы туда на облаке, ложитесь поудобнее, делайте глубокий вдох и полетели.
Релаксация "На облаке"
- Какое замечательное путешествие мы совершили, много интересного видели и слышали. (педагог задает детям вопросы по теме занятия)
Педагог: А сейчас нам пора возвращаться в группу, попрощайтесь с нашими гостями. До свидания! (Дети под марш выходят из зала)