Задачи занятия:
Оборудование: интерактивная доска, запись звуков (моря, аквариума, реки), ракушки, морские камушки, контейнер с песком, плоскостные изображения морских обитателей, песочный стол, глобус.
Дети проходят в зал под музыку. (шум моря, океана, реки)
- Здравствуйте ребята! Посмотрите ребята, что у меня на столе. (Это глобус)
- Правильно. А что такое глобус? (модель Земли уменьшенная в миллион раз)
- Какие цвета вы видите? (Синий, голубой, зеленый)
- А какого цвета больше? (синего и голубого)
- Так почему же его поверхность раскрашена в основном в синий и голубые цвета? (Этими цветами обозначены океаны, моря, реки, озера)
- Вода занимает большую площадь на планете Земля, нежели суша.
- Кто мне назовет, как одним словом можно назвать реки, моря, озера? (Водоемы)
- Правильно, ребята! Постановка цели занятия. И сегодня я, Вам предлагаю отправиться в морское путешествие.
- А вот к кому мы отправимся в гости, вы мне скажете, отгадав загадку, отправимся к 1 станции.
В море плавает, в реке,
С плавниками в чешуе.
Она ни с кем не говорит,
Пузырьки пускает и молчит. (Рыба)
- Правильно - это рыбы. И мы отправимся в мир рыб. Но сначала я хочу проверить, что вы знаете про рыб. Проведем небольшой блицопрос.
- Главное условие - отвечать полными ответами. Итак, начали!
- Молодцы ребята, я вам предлагаю сделать артикуляционные упражнения и стать рыбками.
"Прополощите рот морской водой"
Набирать воздух то за левую, то за правую щеки, то за верхние, то за нижние губы. Набирать в рот воздух, вытянуть губы вперед, делать ими вращательные движения.
В море живет рыба игла тоненькая, длинная. Носик у нее острый, как иголка, но уколоть никого не может – мягкий.
"Рыба-игла"
Губы в улыбке, рот открыт, язычок – иголочка не прикасается к нижней и верхней губам, не уклоняется в сторону – 3 раза по 6 сек.
"Рыба-прилипала"
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. В таком положении до 10 сек.
"Акула"
Показать зубы, оскалиться.
"Рыбка"
Вытянуть сомкнутые губы вперед, продержать 10 секунд.
"Рыбки разговаривают"
Дети смотрят друг на друга и пытаются "разговаривать", как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.
- С заданием ВЫ справились и за это, я Вам даю часть картинки.
- Итак отправляемся дальше. Я вам предлагаю пройти к песочному столу и по очереди нарисовать (только одну часть тела рыбы) чтобы получилась красивая рыбка. (Части тела. На какие геометрические фигуры похожи части тела рыб)
- Очень красивые рыбки у Вас получились. И вы получаете еще одну часть картинки.
- Чтобы попасть на следующую станцию, надо разгадать путаницу. Я вам буду говорить предложения, а вы внимательно слушайте и попробуйте его распутать.
Игра "Путаница"
Цель: слуховое внимание.
- Молодцы, распутали все предложения! Вы справились с заданием. И получаете еще одну часть картинки.
Пальчиковая гимнастика "Рыбка"
- А сейчас превратимся в рыбку и сделаем вместе с ней пальчиковую гимнастику.
Рыбка плавает в водице.
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть. (плавные движения кистями)
Рыбка, рыбка, озорница, (погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (хлопок "круглыми" ладошками)
Рыбка спинку изогнула, (выгнуть кисти, пальчики вниз)
Крошку хлебную взяла, (имитировать движение пальчиками)
Рыбка хвостиком махнула, (сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла. (спрятать ручки)
- А куда мы отправимся дальше, узнаете следующую загадку.
Стоит на комоде стеклянный сосуд,
Улитки и рыбки в сосуде живут.
Но только оттуда ты рыб не лови!
На рыбок красивых ты просто смотри. (Аквариум)
- Давайте вспомним названия аквариумных рыбок. А могут ли рыбки жить в пустом аквариуме?
- Что там еще должно быть? (Вода, песок, камушки, водоросли)
- Правильно. А без чего еще не могут жить рыбки.
- Верно, без воздуха. Вот мы сейчас будем аквариумные рыбки, и будем пускать пузыри. (Пускание мыльных пузырей)
- Молодцы справились с заданием, получаем еще одну картинку. Идем дальше.
- Отгадайте загадку и узнаете, куда попадем.
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька и солона.
Кругом вода,
А с питьем беда.
Кто знает, где это бывает? (Море, океан)
- Давайте вспомним, какие рыбы живут в морях? (Акула, рыба-молот, рыба-игла, дельфин)
- Молодцы. Следующая станция "Морское дно".
- Перед нами дно моря. Нам надо найти, ракушки. Отпускаем ручки в контейнер, каждый кладет находку перед собой. (тактильно)
- Ракушка какая? (гладкая, колючая)
- Чтобы справится с заданием нужно почитать свои находки. (1 ракушка, 2 ракушки, 3 ракушки, 4 ракушки, 5 ракушек)
- Молодцы ребята! Мы справились и с этим заданием. Получаем еще одну часть картинки. Отправляемся дальше.
Физминутка "Улитка"
Улитки ползут,
Свои домики везут. (Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной)
Рогами шевелят,
На рыбок глядят. (Останавливаются, делают "рожки" из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо)
Рыбки плывут,
Плавничками гребут. (Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед-назад)
Влево, вправо поворот,
А теперь наоборот. (Плавные повороты туловища влево-вправо и наоборот)
(Н. Нищева)
- А сейчас ребята, когда вы хорошо справились с заданием, и я вас приглашаю на палас. Присаживайтесь по турецки.
- Давайте в руки возьмем большую океанскую ракушку.
- Вспомним, что интересного Вы узнали?
- Какая станция Вам понравилась больше?
- До следующего путешествия.