Задачи:
Материалы и оборудование: бумажные шаблоны матрешек, акварель, фломастеры, цветные карандаши, таблица "Матрешки", книги, матрешки, аудиозапись "Русские наигрыши".
Словарь: матрешка (семеновская, полхов-майданская, объедовская), сувенир, расписные, сарафан, однотонный, разноцветный.
Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был Художник, который больше всего на свете любил рисовать и путешествовать. Так и на этот раз решил Художник отправиться в далекие края, мир посмотреть и себя показать.
Но, прежде чем отправиться в далекие страны, решил он взять с собой сувенир-красивый предмет, подарок, который олицетворял бы собой образ его страны России. Долго искал Художник такой сувенир и вот, наконец, нашел дивную игрушку:
В этой молодице
Прячутся девицы,
Каждая сестрица -
Для меньшой темница!
Красные щечки
Пестрые платочки.
Хлопают в ладошки -
Веселые… (матрешки!)
Воспитатель поднимает со стола платок, на столе стоят матрешки: Конечно же, это любимая всеми матрешка!
- А давайте подумаем, почему именно ее взял Художник в свое заграничное путешествие.
- Вслушайтесь в слово-матрешка. Начало его очень похоже на слово мать-мама. Мама и папа это наши… (родители)
- Слово родители образовано от слова "род", семья. Ребята, а кто еще является членами нашей семьи, рода? (бабушка, дедушка…)
- И все мы живем в нашей большой стране, которую мы называем Родина или… (Россия)
- Первая матрешка была изготовлена более ста лет назад и сразу стала невероятно популярна и любима.
- Производство новой игрушки было налажено в городе Семенов (выставляется семеновская матрешка), в селе Полховский Майдан (выставляется полхов-майданская матрешка).
- Даже в нашей Ивановской области делали объедовские куколки из дерева очень похожие на матрешки. (показ)
- Ребята, посмотрите внимательно, и скажите, чем похожи эти матрешки. (Платочек, сарафан, фартук, расписные, яркие щечки…)
- Матрешки на Руси считались символом плодородия, богатства, изобилия, поэтому для ее украшения использовали растительный орнамент и яркие сочные краски.
- А теперь скажите, чем отличаются матрешки? (ответы детей)
- В наше время много разных художников расписывают матрешек, и все они разные и по-своему красивые. А вы хотите побыть художниками и расписать свою.
- Приглашаю вас в мастерскую. Выбирайте, чем будете расписывать матрешку. Садитесь.
- Прежде чем начнем работу, давайте разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Мы красавицы матрешки, (разжимают кулаки)
Разноцветные одежки. (шевелят пальчиками)
Раз - Матрена, два - Малаша,
Мила три, четыре - Маша,
Маргарита - это пять. (загибают поочередно пальцы на правой руке, начиная с большого)
Нас нетрудно сосчитать. (разжимают кулаки 2 раза)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на алгоритм "Последовательности изображения матрешки". (рассматривают алгоритм)
- Приступайте к работе.
Дети расписывают шаблон матрешки. По окончании работы матрешки выставляют на специальных стендах. Звучат "Русские наигрыши".
- Ребята, как вы думаете, какую матрешку и почему Художник должен выбрать в качестве сувенира? (Дети высказывают предположения)
- Вы сегодня постарались. Все матрешки достойны стать сувениром.
Веселушки, хохотушки,
Деревянные подружки.
Не нарадуется взгляд,
Если выстроятся в ряд.
Миловидны, простодушны,
Все улыбчивы, радушны.
И загадочны немножко
Наши русские матрешки.
Кто в гостях у нас бывал
И матрешек не видал,
Тот и матушку Россию
До конца не разгадал.
- Ребята, в память о нашем занятии я дарю вам брошку-матрешку. (Дети надевают брошку, благодарят)