Программное содержание:
Материал к занятию: образцы матрешек на доске (Загорская, Семеновская, Полхов-Марианская), картонная основа - заготовки силуэта матрешек, пластилин, стеки, наборы пуговиц, рис, горох, тряпочка, клеенки для лепки, бумажные салфетки.
- Ребята, я рада видеть вас сегодня.
- Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.
- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, ребята, отгадайте загадку.
Загадка детям
Веселушки, хохотушки -
Деревянные подружки,
Любят в прятки поиграть,
И попеть, и поплясать!
Не нарадуется взгляд.
Если выстроишь их в ряд. (матрешка)
- Молодцы, правильно.
- Какие виды матрешек вы знаете? (Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская)
- Опишите Семеновкую матрешку.
Семеновская матрешка из города Семенова. Матрешка имеет круглую, вытянутую форму. В росписи используется три цвета – красный, синий, желтый. В росписи этой матрешки главное место занимают пышные букеты цветов или всего один большой цветок на фартучке.
- Молодцы! (Обращает внимание на образцы матрешек на доске)
- Опишите Загорску матрешку.
Загорская матрешка из села Загорское. Матрешка имеет округлую форму, одета в сарафан, кофточку с вышивкой, поверх сарафана передник (фартук) с вышитым узором или цветами, на голове платочек. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют пеструшкой.
- Отлично, а теперь опишите Полхов-Майданскую матрешку.
Полхов-Майданская матрешка из села Полхов-Майдана. Ее фигурка самая стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку. У Полхов-Майданских матрешек нет сарафана и фартука. Вместо этого – большой букет цветов на голове платочек без узелка.
- Ребята, а ведь обычно у матрешек много сестричек. Угадайте, где они спрятались?
Прячет бабушка там вещи
сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут ... (сундук)
- Совершенно правильно они спрятались в нашем волшебном сундучке. Да вот беда потеряли они наряд. Давайте поможем нашим матрешкам собраться в большую семью – смастерим для младших сестричек красивый наряд.
- Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров по росписи матрешек. Очень любят все матрешки разноцветные одежки.
Выбирайте матрешку, какая вам нравится, и проходите в нашу творческую мастерскую.
- Прежде чем вы начнете работать, давайте посмотрим, каким материалом мы с вами сегодня будем работать в нашей мастерской.
- Для чего нам нужен пластилин? (Чтобы одеть матрешку в нарядный костюм. Выбрать соответствующий цвет пластилина для каждой части матрешки)
- Напомните, как нужно работать с пластилином?
Размять и согреть в руках, тогда пластилин станет мягким и податливым. Отщипнуть маленький кусочек и равномерно налеплять его по силуэту матрешки, разгладить поверхность пальчиком, не выходя за контур.
- Для чего в нашей творческой мастерской нужны пуговицы? (ответы детей)
- Горох, рис, падки, бусинки. Составить узор из пуговиц, риса и гороха с учетом формы каждой части матрешки и сделать нелепы путем вдавливания в пластилин.
- Молодцы, все эти материалы нам нужны.
- Ребята, прежде чем начать работать, посмотрите внимательно, какой вид матрешки вы выбрали, какую часть матрешки вы хотите украсить и чем.
- Приступайте к работе. (Дети самостоятельно работают, воспитатель подходит и дает советы тем, кто затрудняется)
Пальчиковая гимнастика
Ты матрешечка - краса,
Расскажи нам, где была?
Я с сестричкой в лес ходила,
А с другой – дрова рубила,
С третьей – печку я топила,
А с малышкой – щи варила.
Работа продолжается.
- Вот и матрешки наши готовы. Давайте разместим их рядом со старшими подружками, посмотрим, какие они замечательные получились, все разные и красивые, яркие.
Обсуждение
Воспитатель предлагает рассказать, как они использовали, при составлении своей композиции подобранный цвет пластилина и пуговиц в соответствии формы каждой части матрешки.
- Расскажи про свою матрешку? (Моя матрешка Семеновская. Форма …, наряд … украшал…)
Оценка работы детей
Воспитатель отмечает: дети умеют составлять план своей работы, создавать узор из разноцветного пластилина и пуговиц с учетом формы каждой части матрешки и оформлять свою композицию "Веселая матрешка", доводить начатое дело до конца.
- Да, ребята, матрешки получились у вас интересные, веселые. Вы, ребята, постарались, работали, как настоящие мастера.
- А трудности вы испытывали в чем-то?
- Что было для вас интересного в творческой мастерской?
- Как думаете, справились мы сегодня с задачей – помогли матрешке найти сестричек?
- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали.
- Кручу, верчу в рябят вас превращу.
Предлагаю убрать свои рабочие места кто закончил творить чудеса.